Атырау, 18 мая 19:58
 облачноВ Атырау +12
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

"Вооружите нас жалобой"

9 489 просмотров

На вопросы читателей отвечает руководитель департамента по защите прав потребителей Атырауской области Умирзак ЗИНУЛЛИН.

О КОНТРОЛЬНЫХ ВЕСАХ

– Почему в супермаркетах города Атырау нет контрольных весов? Их наличие решило бы проблему обмана и обвеса потребителей.

Из почты «АЖ»

– Согласно закону «О защите прав потребителей», в случаях возникновения сомнения у потребителя в весе, количестве, длине и иных параметрах товара продавец (изготовитель) обязан предоставить возможность самостоятельно проверить указанные характеристики при помощи средств измерений, допущенных к применению на территории РК в соответствии с законодательством РК об обеспечении единства измерений. Нарушение законодательства о защите прав потребителей влечет ответственность, установленную законами РК.

 

– На фабричной упаковке производителя указана точная масса продукта (речь о замороженных окорочках, крылышках, цыплятах, морепродуктах и т. д.), а в супермаркетах поверх надписи о весе наклеивают свой ценник с другим весом, превышающим фабричный на 20 или даже 40 граммов. В случае с такими дорогими товарами как морепродукты в результате обвеса покупатель переплачивает до 150 тенге за упаковку. Эта устоявшаяся практика наводит на мысль о шприцевании продуктов водой или других способах увеличения массы товара. На требование пересчитать цену по заводскому весу кассиры отвечают отказом, а менеджеры разводят руками. Что делать покупателю в таких случаях?

Антонио

– Согласно ст. 190 («Обман потребителей») Кодекса «Об административных правонарушениях», обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, – влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти МРП. При этом административная мера применяется правоохранительными органами. В таких случаях нужно обращаться в органы внутренных дел.

 

У НАС МОРАТОРИЙ. НО ЖАЛОБЫ РАССМОТРИМ

– Зимой, случайно  встретив двух проверяющих из СЭС  в поликлинике, я сказала им, что в аптеке (назвала даже адрес) продают просроченные витамины. Но они мне ответили, что проверка аптек будет проводиться весной. О плановых проверках аптеки знают заранее и убирают со стеллажей просроченные товары. Почему нельзя проводить внезапные проверки?

Из почты «АЖ»

– В супермаркетах города нередко встречаются просроченные продукты. К примеру, каждый год при покупке новогодних подарков мы обнаруживаем просроченные сладости.  Почему нет контроля и проверки?

Мейрамбек  Еламанулы

– Аптеки, реализующие готовые  лекарства, не подлежат плановым проверкам СЭС. Кроме того, в соответствии с указом президента «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в РК», с 2 апреля 2014 года проверки субъектов МСБ, к которым  относятся и аптеки, не проводились внепланово. С этим вопросом необходимо обратиться в департамент Комитета контроля качества медицинской и фармацевтической деятельности Атырауской области, ул. Байтурсынова, 53, тел.: 27-31-94, 27-19-69.

Кроме того, о просрочке товаров или о других нарушениях вы имеете право обратиться с жалобой в наш департамент или в горуправление по защите прав потребителей. На основании вашей жалобы наши специалисты проведут внеплановую проверку, при выявлении нарушения будут применятся административные меры. Наш адрес: ул. Гурьевская, 7 А.

 

– Никто у нас не проверяет парикмахерские. Работники ходят в грязной спецодежде, инструменты не обрабатываются в специальных дезинфицирующих растворах. Как часто проверяется работа парикмахерских? Почему бездействуют контролирующие органы?

С сайта azh.kz

– Проверяет ли состояние общественного транспорта санэпидстанция? Окна и полы грязные, сиденья порваны, все в надписях, салон в пыли...

Из почты «АЖ»

– Ещё раз напоминаю, что указом президента проверки субъектов МСБ приостановлены с 2 апреля 2014 года. Однако с 1 января 2015 года их можно проверять по жалобам и заявлениям граждан.

Вы можете обратиться с заявлением в Управление по защите прав  потребителей г. Атырау, указав название, местонахождение объекта, ФИО владельца. Также необходимо, в соответствии со ст. 6 закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», указать свои данные и почтовый адрес. На основании вашего заявления городское управление проведет внеплановую проверку.

КОГДА В КВАРТИРЕ НЕТ ТЕПЛА

– Температура в квартире не превышает 15-17 градусов тепла, хотя, по СНИПу, она должна быть не ниже 20 градусов. Обращались в АТЭЦ, там  заявили, что подают отопление в жилые дома согласно требуемому температурному режиму, а куда уходит тепло из квартиры, тепловиков не касается. Почему я, потребитель, не получаю качественную услугу, но оплачиваю её полностью?

Мурат

– По поводу температурного режима в квартире вам необходимо обратиться в КСК, обслуживающий дом. Для измерения температуры в квартире многоквартирного жилого дома вы можете обратиться с заявлением в городское управление по защите прав потребителей, указав адрес, ФИО владельца дома и квартиры.

 

– Крышу дома по Алипова, 2 снесло ураганом. В КСК нет кровельщиков. Пытались сделать сами, но мы не профи. Кто должен чинить крышу, снесённую ураганом? Куда обратиться, чтобы дом был включен в программу модернизации?

С. Абдрахимов

– Ремонт крыши должен сделать КСК. Чтобы включить дом в план модернизации жилых домов, КСК должен подать заявку в городскую жилищную инспекцию – с согласия жителей дома. Для получения подробной информации можете обратиться в горжилинспекцию: пр. Азаттык, 101 А, тел.: 25-45-87.

 

– В наших квартирах центральное отопление очень слабое, приходится пользоваться обогревателем. За электроэнергию платим огромные суммы, при этом немало платим и за отопление, которого нет. Мы живём в пятиэтажном доме, хочу установить котел. Куда обратиться за разрешением на его установку?

Из почты «АЖ»

– Для установления причин несоответствия температуры воздуха в вашей квартире предлагаем направить письменное заявление в АО «Атырауская ТЭЦ» по адресу: пр. Кабдолова, 9.

При соблюдении всех технических правил установить автономный котёл возможно. За разрешением необходимо обратиться в АНФ АО «КазТрансГаз Аймак», ул. Досмухамедова, 4.

 

– С начала отопительного сезона в квартире не было тепла: в подвале дома были отрезаны трубы отопления. Всё ремонтировали за свой счёт. Председатель КСК выдал акт о повреждении труб. Но в ТЭЦ его не приняли и отказались сделать перерасчёт за отопление. Сказали, что их сотрудники не присутствовали при обследовании, поэтому данный факт не может быть  подтвержден.

Алексей Владимирович

– В вашем случае это упущение председателя КСК. Акт составляется совместно с представителями КСК и АО «Атырауская ТЭЦ». Вы не указали адрес дома, поэтому АО «Атырауская ТЭЦ» не смогло дать нам конкретного ответа.

 

– Чтобы зимой горячая вода пошла из крана, утром её надо сливать несколько минут. Счётчики воды не учитывают, горячая она или холодная. Фактически мы переплачиваем за горячую воду.

Азамат Абдолов

– Вам необходимо обратиться в АО «Атырауские тепловые  сети», т. к. система горячего водоснабжения, видимо, находится в неисправном состоянии.

ЗАКОН НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ

– В одном из салонов города я решила купить автомобиль в кредит. Продавец написала на листочке стоимость автомобиля, его параметры согласно прайс-листу и направила к банковскому консультанту. Когда банк уже одобрил кредит, продавец вдруг заявила, что на авто установлено дополнительное оборудование и стоимость машины выросла на 600 000 тенге. Я отказалась от дополнительного оборудования, оплатила первоначальный взнос, подписали договор купли-продажи, в котором указана цена авто без оборудования. Через неделю после оформления я получила машину. Но через несколько дней продавец стала звонить с просьбой оплатить дополнительное оборудование. Я отказалась и предложила автосалону снять оборудование. Обязана ли я оплатить дополнительное оборудование или у меня есть право его вернуть?

Юлия Дорошенко

– Уважаемая Юлия! Вы не обязаны оплачивать дополнительное оборудование, т. к. в договоре купли-продажи оно не указано, и имеете полное право его вернуть или обменять автомобиль на другой, на котором это оборудование не установлено. В соответствиии с законом «О защите прав потребителей», вы имеете право на свободу выбора.

 

– 20 февраля в одном из магазинов города купил газовую плиту в кредит. Она оказалась бракованной. В магазине обменять товар отказались и направили в сервис-центр. Специалист центра проверил плиту, удостоверился в браке и составил акт на обмен товара. Но теперь в магазине мне заявляют, что на складе нет плит той модели, которую я купил. Я попросил обменять на другую модель. Прошло несколько дней, но в магазине мне не дают ответ, хотя по закону обменять товар должны в течение 14 дней. Как мне поступить?

Мурат

– Согласно статье 30 закона «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара ненадлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением: лекарственных средств, изделий медицинского назначения; нательного белья; чулочно-носочных изделий; животных и растений. Согласно ст. 17 этого Закона, в отношении товара, на который установлен срок годности, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены потребителем (обмен товара, возврат денег, ремонт и т. д.) при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором. Если ваши законные требования не выполняются, вы имеете право заставить выполнить их через суд, также заставить уплатить неустойку стоимости товара в размере 1,0% за каждый просроченный день и взыскать моральный вред, согласно ст. 18 закона «О защите прав потребителей» и ст. 352 ГК.

РТУТЬ ОПАСНА

– Где и как утилизировать энергосберегающие лампы?

Вопрос по телефону

– Выбрасывать такие лампы в мусорные ящики нельзя. В составе энергосберегающих ламп имеется ртуть, хоть и в малом количестве. Вдыхание испарений ртути может привести к острому отравлению и вызвать болезни нервной системы. В нашей области работает единственная организация – ТОО «Вест Дала» – которая обеспечена установкой, утилизирующей энергосберегающие лампы, туда и надо их сдавать.

ВО ДВОРЕ ТЕМНО...

– В зимний период уроки заканчиваются в темное время. Я обращался и в саму школу, и в облакимат, и в облоно с просьбой включить освещение вокруг средней школы №6. Однако реакции никакой. А зачем тогда столбы освещения вокруг школы?

Степан Степанов

– В темное время суток территория школы должна быть освещена (п. 24 разд. 2 санитарно-эпидемиологических требований к объектам воспитания и образования детей и подростков). Плановая проверка этой школы состоится в декабре 2015 года. По конкретному факту (наружное освещение школы) вы можете обратиться с жалобой в департамент по защите прав потребителей Атырауской области или горуправление, указав полные данные. На основании вашей жалобы мы проведём внеплановую проверку.

 

– Мы живем в 4 мкр. Авангарде, в домах №№9, 10, 12 напротив  ресторана «Бавариус». Трубы ресторана постоянно дымят, источая кухонные запахи. Такое впечатление, что в печи сжигают все пищевые отходы. Двор закрытый, не  проветривается, все запахи сосредоточены в центре двора: погулять с детьми невозможно, как и открыть форточки, вывесить сушить бельё... Кроме того, мусорный контейнер, в который выкидывают мусор из всех домов, магазина «Атаба» и ресторана, постоянно  переполнен, мусор разбросан по двору. Прилегающая территория магазина и ресторана неухоженная. К кому обратиться с жалобой?

Из почты «АЖ»

– В соответствии с не раз уже упоминавшимся мораторием на проверки ресторан «Бавариус» не проверялся с 2014 года по сегодняшний день. Вы можете обратиться с заявлением в Управление по защите прав потребителей г. Атырау, указав название, местонахождение объекта, а также ФИО его владельца и свои контактные данные. На основании вашего заявления городское управление проведет внеплановую проверку с принятием соответствующих мер.

О ГИГИЕНЕ В ТОРГОВЛЕ

– В крупных супермаркетах покупатели сажают детей в тележки, куда складывают продукты. Имеет ли право СЭС штрафовать владельца супермаркета и покупателя за такое несоблюдение санитарных норм?

Вопрос по телефону

– В Санитарно-эпидемиологических требованиях к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукции в разд. 4 п. 64 гласит: «Контейнеры, инвентарная тара – тележки, корзины, сетки – должны ежедневно промываться с применением моющих средств и просушиваться». В 2014 году за выявленные нарушения в супермаркетах были наложены 22 штрафные санкции на сумму 235 204 тенге. Плановые проверки проводятся согласно утвержденному плану, который опубликован на сайте Генпрокуратуры, также за 30 дней до посещения объект уведомляют о предстоящей проверке, то есть кратность проверок строго регламентирована. Ежедневно и постоянно контролировать работу объектов предпринимательства нет возможности. Соблюдение элементарных гигиенических правил – гражданский долг каждого человека.

 

– Должны ли иметь санкнижку работники фирм – поставщиков хлебобулочных изделий для магазинов (часто они разгружают хлеб без перчаток), горячих блюд для школ, продавцы магазинов, продающих овощи? Ещё один вопрос: в магазинах всё время округляют измеренный вес продукта в сторону увеличения. Правильно ли это?

Ильяс Капизолла

– Санитарно-эпидемиологические требования к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией в подпункте 175 п. 9 требуют: «Работники объекта, лица, занятые транспортировкой, погрузкой, разгрузкой, реализацией пищевых продуктов, а также учащиеся специальных учебных заведений перед прохождением производственной практики проходят обязательные при поступлении и в дальнейшем периодические медицинские осмотры. Личная медицинская книжка с отметкой о прохождении медицинского осмотра и допуска к работе хранится на рабочем месте». Подпункт 141 этого документа требует: «Для отбора и определения свежести хлеба и хлебобулочных изделий... должны применяться специальные вилки, щипцы. Для упаковки хлебобулочных изделий применяются бумажные или полиэтиленовые пакеты».

Для уточнения веса измеренного продукта, правильности результата округления суммы можно проконсультироваться в областном департаменте технического регулирования и метрологии, который находится по адресу: ул. Абая, 10 А, тел.: 32-08-17.

Подготовила Айнур САПАРОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

5 марта 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz