Атырау, 26 декабря 23:01
 облачноВ Атырау -3
$ 514.93
€ 536.04
₽ 5.18

Свобода за миллиард

21 058 просмотров

Бывший председатель АРЕМ РК Мурат ОСПАНОВБывший председатель АРЕМ РК Мурат ОСПАНОВСпециализированный межрайонный суд по уголовным делам г. Астаны вынес приговор по делу бывшего председателя АРЕМ Мурата ОСПАНОВА. Оспанов признан виновным по ч. 5 ст. 311 УК РК («Получение взятки должностным лицом в особо крупном размере»), и ему назначено наказание в виде штрафа на сумму 1 миллиард 101 миллион 60 тысяч тенге с конфискацией имущества и с пожизненным лишением права занимать должности, связанные с осуществлением государственных функций. Он был освобождён в зале суда. Второй подсудимый, Арман АКТАЙ, обвинявшийся по ч. 5 ст. 312 УК РК («Дача взятки должностному лицу в особо крупном размере»), освобождён от уголовной ответственности.

ТАРИФЫ И ФИНПОЛ

«Скелетом» коррупционного дела стало противостояние Департамента Агентства по регулированию естественных монополий (ДАРЕМ) по Атырауской области и АО «Атырау Жарык».

25 ноября 2013 года департамент по команде из Астаны издал приказ о новом тарифе для АО «Атырау Жарык» в размере 4,22 тенге за кВт/час на 2014 год и снижении тарифа с 5,54 тенге за кВт/час до 4,41 на 2015 год. Этот приказ в корне менял ранее принятый трехлетний план электросетевой компании, согласно которому 2013 год она заканчивала с тарифом 4,6 тенге, в 2014-м он увеличивался до 5,02 тенге, а в 2015-м – до 5,54.

В декабре 2013 года АО «Атырау Жарык» подало в специализированный межрайонный экономический суд Атырауской области иск в суд об отмене приказа ДАРЕМ, а также просило объяснить резкое увеличение т.н. «Х-фактора» – ключевого параметра при определении тарифа. 3 февраля 2014-го суд вынес решение о незаконности решения ДАРЕМ, тариф 5,02 был признан законным и обоснованным до 5 июня 2014 года. При этом, по словам представителей «Атырау Жарыка», даже приглашенные из Астаны специалисты АРЕМ не смогли им внятно разъяснить алгоритм принятия «Х-фактора» для каждой из 20 региональных энергетических компаний. После этого ДАРЕМ всячески уклонялся от исполнения решения суда. В ходе кабинетных устных объяснений с оппонентами начальник ДАРЕМ Райхан МИЗАМГАЛИЕВА ссылалась на прессинг со стороны начальства в Астане, которое требовало стоять до конца.

Противостояние госоргана и АО «Атырау Жарык» заинтересовало финансовую полицию в Астане, и 9 апреля 2014 года с санкции заместителя Генерального прокурора было открыто оперативное дело. 15 мая началась прослушка телефонов ряда лиц, в частности, директора департамента электроэнергетики АРЕМ Калилы КОККОЗОВОЙ, а с середины июня финпол стал «слушать» будущих главных фигурантов дела – председателя АРЕМ Мурата ОСПАНОВА и посредника между госорганом и ТОО «Атырау Жарык» Армана АКТАЯ. На суде при прослушивании аудиозаписей чувствовалось, как напряжены нервы у переговорщиков, разговоры по своей лексике и тональности больше напоминали криминальные разборки, нежели государственное тарифное регулирование, а степень откровенности и открытого «слива» служебной информации со стороны, например, Калилы Коккозовой, выглядела инсайдом явно не в пользу интересов государства.

…27 июня 2014 года Мурат Оспанов и Арман Актай встретились в аэропорту г. Алматы, где, согласно материалам дела, Оспанов за повышение тарифа «Атырау Жарыка» с 4,22 до 4,76 тенге «попросил в долг» у Актая 200 тысяч долларов на свадьбу дочери. 30 июня в Алматы был арестован Актай, 1 июля в Астане – Оспанов.

ДОЛЯ ПЕРЕГОВОРЩИКА

Приговор Мурату Оспанову был весьма короток для процессов такого уровня – судья Ербол РАХИМБЕКОВ зачитал его за 15 минут. Приговор немедленно вызвал бурные споры в социальных сетях, поскольку благодаря последним изменениям в Уголовном кодексе чиновник за получение огромной взятки не сел на тюремные нары, а фактически купил себе свободу за фантастический для рядовых граждан штраф (обвинение просило 11 лет в колонии строгого режима).

В ходе процесса многократно поднимался вопрос об отношениях подсудимого Армана Актая к АО «Атырау Жарык». Выяснилось, что единственным акционером энергосетевого монополиста является ТОО «Энергоинвест Атырау», зарегистрированное в Алматинском районе г.Алматы. Генеральный директор ТОО «Энергоинвест Атырау» Ривнер ДАВЛЕТБАЕВ и подсудимый Арман Актай, не вдаваясь в детали, сообщили в своих показаниях, что учредителями алматинской фирмы являются Ершат САЛИМОВ, Ривнер Давлетбаев и Владимир СИДЕЛЬКОВСКИЙ. Напомним, что летом 2014 года президент АО «Атырау Жарык» Айвар РАХМАНОВ ответил«АЖ»: «Арман Актай? Это имя мне ничего не говорит». В ходе суда выяснилось, что с ним был знаком  Владимир Сидельковский, и именно он привлек Актая к разрешению конфликтной ситуации в качестве переговорщика. Неофициальные полномочия Актая признал и сам Мурат Оспанов, который уже ранее был знаком с ним и рекомендовал Калиле Коккозовой вести с ним все переговоры по делу АО «Атырау Жарык».

Арман Актай взялся за переговоры в Астане в обмен на будущую 5% долю участия в ТОО «Энергоинвест Атырау», что было зафиксировано в Меморандуме между ним и компанией от 5 апреля 2014 года. Помимо использования личных связей «в верхах», Арман Актай для входа в список акционеров должен был также привлечь кредит для АО «Атырау Жарык» на 10 млн долларов и заплатить 200 миллионов тенге в качестве взноса за 5% «входной билет».

Актай не скрывал, что он вполне обеспечен, поскольку много лет занимался бизнесом, а с 30 июля 2013 года является независимым директором и членом совета директоров российского «Альфа-банк Казахстан». На вопросы в суде о происхождении денег для взятки он сослался на то, что его премиальных по результатам года от российского «Альфа-банка» было вполне достаточно для этой суммы, однако так и не представил подтверждающих документов о банковском начислении таких премиальных. Возможно, он получил их наличными.

«И ЗАЧЕМ ЕМУ БРАТЬ В ДОЛГ?»

Мурат Оспанов сразу после ареста избрал тактику полного непризнания инкриминируемого ему преступления и держался неё до конца. По его словам, 30 июня 2014 года в конце дня ему сообщили, что директора департамента Калилу Коккозову «забрали в финпол, и она ещё оттуда не вышла». За день до этого его помощнику Берику ЕРГЕШЕВУ уже передали конверт с 200 тысячами долларов от Актая. После того, как Оспанов получил первый сигнал о проблемах на работе, он выслал SMS своему помощнику о том, что деньги взяты в долг, и, посоветовавшись с родным братом, решил, что лучше вернуть деньги, которые он взял «для свадьбы старшей дочери».

Прокурор и следствие усомнились в необходимости брать в долг, поскольку в различных банках Казахстана на счетах двух дочерей и супруги Мурата Оспанова имелись денежные вклады в общей сумме 780 тысяч долларов. «Какая была необходимость брать в долг на месяц, если деньги есть, да ещё за три месяца до мероприятия?» – вопрошала прокурор Сандугаш РЫСПАЕВА в ходе процесса. О фальшивости версии о деньгах в долг, по её мнению, говорил и тот факт, что в ходе предварительного следствия старший брат-распорядитель семейного торжества не упоминал о таком предназначении денег, которые до него так и не дошли.

На следующее утро, 1 июля Оспанов лично поехал в финпол, чтобы выяснить ситуацию у руководства, но там ему было предъявлено обвинение во взяточничестве, и он был препровожден в ИВС г. Астаны. Мурат Оспанов ходе судебного заседания опроверг обвинение в попытке побега, поскольку «куда бы я побежал в центре Астаны в наручниках и в костюме?».

В своих показаниях он также опроверг обвинения в ручном манипулировании компьютерной программой, выдающей «Х-фактор», ссылаясь на то, что АРЕМ  контролирует более 1200 субъектов монополии. «Лишь когда мне позвонил первый заместитель акима Атырауской области, я узнал, что происходит», – пояснил он свою информированность о судебной тяжбе энергетического предприятия с местным подразделением АРЕМ. По его словам, первый заместитель акима области «попросил найти общее решение, чтобы инфляция была в том коридоре, который был запланирован».

ДВОЙНОЙ НАЕЗД?

Наибольшее унижение при аресте испытал Арман Актай, когда 30 июня 2014 года он был насильно высажен из автомашины на пересечении алматинских улиц Аль-Фараби и Маркова и в положении «буквы Г» доставлен в аэропорт и далее в Астану. После предъявления ему обвинения он отказался от дачи показаний и отрицал факт дачи взятки, тем более, что на следующий день они встретились с Оспановым в коридоре финпола, и тот успел крикнуть ему «я в долг у тебя брал!».

Но Актай изменил свою позицию после того, как ему продемонстрировали видео с мобильного телефона, где уже задержанный Оспанов нелестно высказывается в его адрес со словами «каждый сам за себя», и ознакомили с показаниями Калилы Коккозовой и помощника председателя АРЕМ Берика Ергешева против него. На суде он  подтвердил, что после разговора с акционером ТОО «Энергоинвест Атырау» Владимиром Сидельковским в декабре 2013 года подключился к переговорам по тарифам АО «Атырау Жарык». И подтвердил факт передачи взятки Оспанову двумя траншами 100 и в 200 тысяч долларов через его помощника (первый транш в размере 100 тысяч обвинению в конечном итоге доказать не удалось).

В ходе процесса выяснилось, что и у ТОО «Кокшетау Энерго», обеспечивающего транспортировку, распределение и продажу электроэнергии в ряде районов Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, в 2014 году возникли схожие проблемы с «Х-фактором». Но они смогли решить их в судебном порядке. В суде Актай выдвинул предположение, что «в АРЕМ стопроцентно знали, что учредители АО “Атырау Жарык” и ТОО “Кокшетау Энерго” одни и те же лица, и “накат” пошёл по одной и той же схеме». По словам Актая, он не видел иного выхода кроме взятки: «Если человек, наделенный государственными полномочиями, может идти незаконно, что остаётся делать нам, частным лицам?».

ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ БИЗНЕС

Свидетели от АО «Атырау Жарык» на процессе в один голос негативно отзывались об «Х-факторе» и заявляли о «необъективности» при его применении в отношении их компании Председатель совета директоров «Атырау Жарыка» Оразгали КАРШЕГЕНОВ оценил приказ АРЕМ о снижении тарифа до 4,22 тенге как «крах для предприятия». По его словам, «инвестиционную программу пришлось бы сократить, поскольку по итогам года мы получили бы потери в 1 млрд тенге. Единственным вариантом снижения издержек было бы сокращение примерно 200 человек из 1 030 сотрудников компании».

Вице-президент ТОО «Атырау Жарык» Максим  КЕНЖЕГАЛИЕВ заявил в суде, что «в 2013 году мы улучшили производственные показатели по объему реализации электроэнергии на 5,73%, количество абонентов выросло на 3,78%, на 3,6% увеличилась мощность трансформаторов и на 0,7% снизились технологические потери энергии. Мы рассчитывали, что как минимум Х-фактор нам оставят на том же уровне, ведь в его увеличении, тем более сразу в 2,5 раза, никакой математической логики не было».

А вот бывший заместитель председателя АРЕМ, один из инициаторов введения метода сравнительного анализа в Казахстане, а ныне аким города Сарань Карагандинской области Анатолий ШКАРУПА считает, что дела у Атырау Жарыка не были так уж плохи. «Заявление о фактическом банкротстве не может быть обоснованным. Все каждый год жалуются, но на практике никто не перепродает этот бизнес. Если тариф не даёт реализовать инвестиционную программу, это ещё не значит, что предприятие выйдет в убыток и станет банкротом», – заявил он в суде.

О. Каршегенов пояснил, что даже после выигрыша «Атырау Жарыка» в суде бывший руководитель ДАРЕМ по Атырауской области Райхан МИЗАМГАЛИЕВА «каждый день говорила “заберите иск”».  Однако в ходе судебных заседаний выяснилось, что Мизамгалиева действительно находилась под сильнейшим прессингом со стороны столичного аппарата АРЕМ и свою недолгую деятельность на посту руководителя департамента она объяснила одной фразой: «Коккозова звонила мне каждый день, вначале заставляли принять тариф, потом отменить уговаривали, а потом я уволилась».

Примечательно, что Арман Актай, который не был знаком с ней лично, заступился за неё со словами «её уволили, и сделано это было по-хамски и не по-человечески».

«АКИМАТ МЫ БЕРЁМ НА СЕБЯ!»

Аким области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ действительно разговаривал с Муратом Оспановым за несколько дней до его ареста о судьбе Райхан Мизамгалиевой (см. «Дело Оспанова. Аким не отрицает, что встречался с подсудимым»). Со слов водителя Акылбека Нысанова, он доставил Оспанова вечером к жилому комплексу «Самал», где тот общался с акимом Атырауской области во дворе дома примерно 30-40 минут.

Участники процесса ходатайствовали о вызове акима области в суд, а также о детализации их телефонных разговоров 19-20 июня 2014 года, но судья отклонил оба ходатайства, и в зале суда были оглашены свидетельские показания Б. Измухамбетова, данные им в ходе следствия. Из них следовало, что ему не были известны детали «тарифной» тяжбы между АРЕМ и АО «Атырау Жарык». Мурат Оспанов подтвердил, что они разговаривали с акимом области только о судьбе уволенного чиновника, которую председатель АРЕМ подозревал в сговоре с предприятием.

Однако удивление у публики и адвокатов вызвала степень неосведомленности и других руководителей областного ранга, когда выяснилось, что они даже не знали о фактическом тарифе 5,02 за киловатт после отмены 3 февраля 2014 года атырауским судом приказа АРЕМ. Например, один из заместителей акима области в своих показаниях заявил: «Я думал, что Атырау Жарык работает по тарифу 4,22 весь 2014 год».

Интересно, что в ходе прослушанных телефонных переговоров Актай уговаривал сотрудников АРЕМ поднять тарифы со словами «с акиматом мы сами разберёмся, пусть он (Оспанов) не переживает. Акимат берем на себя!».

«НЕ ОПРАВДАЛ ДОВЕРИЯ, НО НЕ ВИНОВАТ»

В последнем слове Мурат Оспанов заявил о своей невиновности, раскаявшись при этом в том, что «не оправдал доверия главы государства». Все произошедшее с ним он назвал результатом преступной провокации, организованной определенными лицами.

«Ваша честь, никаких преступлений я не совершал. Свою вину я не признаю. Я только сожалею, что из-за излишней доверчивости я намеревался взять эти деньги в долг. Вместо того, чтобы провести главное событие в нашей семье, которого мы ждали больше 20 лет, я просидел в тюрьме».

К моменту оглашения приговора в ходе административной реформы были упразднены как АРЕМ, так и финансовая полиция, но одна из ключевых фигур уголовного дела Калила Коккозова (в начале следствия она проходила как подозреваемая, но позже «по реабилитирующим основаниям» была переведена в статус свидетеля) осталась фактически на прежнем месте и сейчас является руководителем управления сфер электроэнергетики комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики Казахстана. Пресс-служба «Альфа-Банк Казахстан» подтвердила «АЖ», что Арман Актай остается независимым директором банка.

О нераскрытой тайне исчисления «Х-фактора», который и стал причиной конфликта между АО «Атырау-Жарык» и АРЕМ и дальнейшей коррупционной истории, в последний день суда никто и не вспомнил. Между тем министерство энергетики объявило, что с 1 марта 2015 года тарифы на тепловую и электрическую энергию повысятся в среднем на 20%.

Жасулан КУЖЕКОВ, соб. корр., г. Астана

Фото автора

19 февраля 2015, 15:09

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.