Атырау, 18 мая 21:41
 облачноВ Атырау +12
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

Нурлыбек Ожаев: "Я госслужащий до мозга костей"

15 863 просмотра

Об интервью с акимом города мы договорились лично с ним еще в середине декабря. Неожиданно для меня он очень легко согласился встретиться и поговорить, но время назначили довольно условно: я уходила в ежегодный отпуск, а он не мог сразу выбрать время между предстоящими отчетами и встречами различного уровня. Я уже начала волноваться, что запланированное в январе интервью плавно перекочует в февраль, как под конец недели и рабочего дня мне наконец позвонили из акимата. Разговор состоялся в субботу утром 31 января – наконец образовалось окно в его графике, и мы, покашливая по очереди (проклятая ОРВИ!), под чашку чая поговорили.

 

КОМБАЙНЁР, РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА, МЕНЕДЖЕР «АДЖИПА»

- Вы назначены акимом города 19 июня 2014 года. Это все, что о вас известно из официальных источников.Расскажите о себе сами.

- Ожаев Нурлыбек Жумахметович, родился в 1964 году в селе Махамбет в семье сельского учителя, закончил там среднюю школу, после которой поступил в Уральский Западно-Казахстанский сельскохозяйственный институт по специальности «Инженер-механик».

- У вас одно образование?

- В 2010 году получил второй диплом: заочно выучился на факультете юриспруденции Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова. Госэкзамен сдал на «отлично» и дипломную тоже защитил так же.

- Вам тогда уже 46 было, за плечами не один год госслужбы, честно - ходили на экзамены?

- Ходил конечно! Помню, председатель государственной экзаменационной комиссии похвалил: «Давно таких заочников не было», - смеется Ожаев.

- С чего началась ваша карьера?

- После окончания вуза мой родной институт и еще два техникума в ЗКО приглашали преподавателем. Но я же был парень из райцентра, городскую жизнь знал, а хотелось именно в совхозе поработать, на производстве, испытать себя. У меня был довольно высокий балл, и мне позволили выбрать регион для практики. Так я попал в Карагандинскую область. Дали направление на место заведующего машинно-тракторной мастерской совхоза, но на месте мне отказали – молод, мол, слишком, трудовая пустая… И отправили на уборочную мастером-наладчиком комбайнеров. Моя бригада уборочную досрочно закончила, на неделю раньше. И меня назначили завМТМ. Там потом быстро всё наладилось: работа у нас была, квартиру дали, по комсомольской линии быстро продвигать начали. Тогда комсомольская организация имела авторитет, рычагов много было, и мы в ее рамках очень активно начали работать. Результаты пошли быстро, даже прошел месячную стажировку на должность второго секретаря Каркаралинского райкома ЛКСМ Казахстана. По семейным обстоятельствам через два с половиной года вернулись в родные края. Почти полгода без работы были. Устроился агрономом в учреждение «Сельхозхимзащита». Через год меня повысили до инженера. Еще через полтора – назначили секретарем комсомольской организации. Карьера чиновника началась в 1989 году – с заворга Махамбетского райкома комсомола до руководителя аппарата акима области. В 2007 году я, будучи на должности руководителя аппарата акима города, принял решение уйти с госслужбы – дети выросли, надо было ставить их на ноги, дать достойное образование, а зарплата была 56 тысяч тенге. Мне сделала предложение компания с иностранным участием, где были готовы платить в 10 раз больше. Даже подписал контракт, но меня не пустили, попросили еще поработать. Уйти я смог только в 2009-м. Предложили новый контракт, на этот раз компания «Аджип». Им был нужен человек для работы с населением, знающий трудовое законодательство и имеющий авторитет в госорганах. Я курировал демобилизационные процессы на наземном проекте строительства завода «Болашак». Это около 800 подрядных компаний, 27 тысяч демобилизованных за время моей работы рабочих и специалистов. Вот где была работа: трудовые споры, конфликты, забастовки, нарушения трудового законодательства... Много чего было. Элементарно иностранные подрядчики завершали контракты и уклонялись от окончательных расчетов, не выполнив обязательств перед своими работниками. Бывало, некоторых приходилось с самолета снимать и приводить в коллективы, заставлять выплачивать все полагающиеся компенсации.

- Как называлась ваша должность? И владеете ли вы английским?

- Когда приглашали, сказали – язык необязателен, но за время работы я, конечно, выучил, не в совершенстве, может быть, но объясниться и понять могу, иначе никак – вся документация же ведется на английском языке, поэтому пришлось учить. Должность моя называлась «координатор по соблюдению трудового законодательства и по работе с подрядными организациями».

 

НЕИСПРАВИМЫЙ ГОССЛУЖАЩИЙ

- Вы были менеджером высокого звена, а это значит - очень высокая зарплата, соцпакет, бонусы, гарантированные трудовые отпуска и пятидневка, не превышающая 40 рабочих часов в неделю, оплачиваемые в двойном размере сверхурочные…

- Всё было, всё устраивало более чем.

- Но вы как-то снова оказались на госслужбе.

- Да я и сейчас не знаю точно – верно ли поступил? Просто, похоже, я госслужащий до мозга костей, как говорится. Этого не исправить уже, видимо. Когда в 2013 началась реформа, формирование так называемого «корпуса А», не мог пропустить это мимо ушей, захотелось проверить себя. Пошел, сдал документы, благо, никто меня из действующей команды не знал. 537 вопросов в тесте «корпуса А». Ответил, нажимаю кнопку «результат» – выходит: «тест пройден». Пошел дальше. Меня пригласили знакомиться с первым замакима области Гумаром Ислямовичем Дуйсембаевым,потом с акимом области Бактыкожой Салахатдиновичем Измухамбетовым, они меня рекомендовали еще выше, в национальную государственную комиссию, председателем которой тогда был Карим Кажимханович Масимов. Во вторник мне звонит из Астаны представитель агентства госслужбы – ваши документы приняты, в четверг тест, прилетайте, то есть у меня два дня на подготовку. Близкие утешают – ну ничего страшного, не пройдешь – ничего не потеряешь, работа есть, попробуй. Полетел, прошел! И меня включили в «корпус А». Прошло несколько дней, вызывает аким области и жестко говорит: «Пойдешь акимом Исатайского района?!» Ну мы же, как солдаты, сказал – пойду. Уволился после четырёх лет работы из Аджипа и поехал в район. Через год так же неожиданно поступило предложение о должности акима города.

- Какая зарплата у акима города?

- 383 тысячи тенге на руки.

- Какой недвижимостью обладаете?

- Дом, в котором живу с 2010 года. В Нурсае. Три года строил. Фундамент залил давно. Но достроить смог, когда перевелся в Аджип.

- Ваше семейное положение?

- Женат, трое взрослых детей и маленькая дочь Айиана. Имею внука Алихана и внучку Адию.

- До начала нашей беседы вы с кем-то уточняли время тренировки – вы занимаетесь спортом?

- Всю сознательную жизнь. Я член сборной Атырауской области по вольной борьбе до 1981 г., член уральской сборной по 4 видам борьбы – дзюдо, самбо, вольная и казак курес, и сборной Карагандинской области по тогыз кумалаку и казак курес. В 1985 году входил в состав сборной Казахстана, ездил с ней на всесоюзные соревнования, двукратный чемпион Казахстана по борьбе, мастер спорта РК. Сейчас трижды в неделю занимаюсь на татами – предпочитаю дзюдо и самбо. Кроме спорта, люблю поэзию, особенно произведения М. Макатаева.

 

ЧЕТЫРЕ «КОРРУПЦИОННЫЕ» ТОЧКИ

- Чем вы гордитесь?

- Ключевыми для себя считаю два проекта: в 2004 году я возглавил проект по переселению жителей Сарыкамыса, руководил группой технадзора и инженеров по технике безопасности, со стороны акимата курировал строительство микрорайона Сарыкамыс в городе. Днём мы проводили сходы с жильцами и переговоры, ночью писал отчеты, утром сдавал их в ТШО, а в перерывах исполнял общественную работу секретаря областной избирательной комиссии. Этот проект я вел с начала и практически до полной сдачи и заселения микрорайона.

А второй большой проект для меня – это уже упомянутая работа по Проекту строительства завода «Болашак».

- За что вас как акима можно покритиковать?

- Как акима города, я думаю, нет пока таких участков, за которые меня нельзя не покритиковать. Город растет, население, требования... Когда уровень развития города достигнет уровня требований, может, критика и уменьшится. А раз жизнь, то встречаются проблемы. Любую критику я принимаю – потому что это всё есть. Но надеюсь, что результаты нашей работы станут видны уже скоро.

- Как вы на своем месте противостоите коррупции, в том числе в среде подчиненных?

- Это была первая мысль, когда мне предложили должность акима города – как устранить 4 болевые темы и сделать их прозрачными: архитектура; жилье; землеустройство; образование. Работаем, в том числе с кадрами. Работает городская комиссия по борьбе с коррупцией (Ожаев её возглавляет. – З.Б.).Особенно этому подвержены те участки, где работа связана с населением. Сейчас мы выводим все возможные сведения на сайт городского акимата: списки лиц, получивших жилье, будут публиковаться в течение 10 дней со дня их одобрения. То же будет с теми, кто стоит в очереди на земельные участки. Постепенно работу многих структур мы планируем сделать максимально прозрачной.

- Кстати, а когда уже будут выдаваться земучастки под ИЖС?  Читатели часто жалуются нам, что из-за наложенного моратория не могут оформить земельный участок.

- Согласно постановлению Правительства РК №821 «Об утверждении Программы «Доступное жилье-2020» от 21 июня 2012 года, строительство индивидуальных жилых домов на отведенных площадках под ИЖС возможно только после подведения к ним инженерных коммуникаций.

На сегодня мы готовим 17 микрорайонов – проводим необходимые коммуникации, в том числе на те участки, по которым были выданы разрешения на строительство в предыдущие годы. Люди застроились, не имея ни света, ни воды, ни газа. Таких сейчас порядка 13 тысяч. Также развиваются совершенно голые на сегодня участки так называемого нового отвода: в сторону осетрового завода за мкр. Кокарна практически готовы к выдаче 1 275 участков, в Талгайране 330 участков – там уже есть газ и свет, осталось протянуть водоснабжение. В Дамбе – 133 участка, но Дамбой горожане не интересуются. В Бирлике – 20 участков, в Акжаре – 85 и т.д. Общее число подготавливаемых земельных участков – 3 700. Как только будут завершены коммуникации, их получат очередники 2000-2003 годов. Но прошу обратить внимание – речь не идет о проведении дорог в эти микрорайоны, это пока острая проблема даже для внутригородских микрорайонов. Всего же в очереди стоят 62 тысячи желающих получить землю.

- Какие проекты по улучшению городской инфраструктуры и повышению качества жизни горожан запланированы на нынешний год?

- В наступившем году продолжатся работы по строительству водопровода протяженностью 85 км в населенные пункты Оркен-2, Жулдыз-3, Атырау, Бирлик, Аксай. Будут продолжены работы по капитальному ремонту ламп уличного ночного освещения и декоративному освещению фасадов многоквартирных жилых домов, капитальный ремонт тепловых сетей. В целях благоустройства и улучшения архитектурного облика города в 2015 году будут проводиться мероприятия по озеленению улиц и площадей города.  Планируются реконструкция автомобильной дороги, текущий ямочный ремонт дорог города и пригородных населенных пунктов, установка светофорных объектов, специальных дорожных знаков и специальных звуковых и световых устройств на пешеходных переходах.

 

ЧТО МОЖНО БЫЛО БЫ СДЕЛАТЬ

- Что бы вы сделали, если бы имели тот бюджет, который, на ваш взгляд, необходим городу? На какие проекты направили бы средства, если бы не были в них ограничены?

- Если бы у нас был неограниченный бюджет, мы бы реализовали проекты по следующим направлениям:

строительство дошкольных учреждений и средних школ для ликвидации 2-сменного обучения; создание исследовательского центра по выявлению причин роста сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в регионе; строительство аллергоцентра;

автоматизация всех дорожных, коммунальных, образовательных, правоохранительных служб города (проект «Умный город»); строительство дорожных развязок, дренажных систем, капельное орошение для всех зеленых насаждений; хороший парк отдыха для горожан и детей; увеличение количества зеленых насаждений в городе, с последующей передачей частным доверительным управляющим; проекты по поддержке инвалидов (установка пандусов во всех учреждениях города);

пустили бы электрички по двум главным магистралям города вдоль берега реки Урал, по так называемым главным артериям, с короткими «ветками», что разгрузило бы автомобильный транспорт и значительно сократило бы время поездок. Мы, кстати, сделали такое предложение в Генплан города;

строительство поливной системы для технического водоснабжения города. На сегодняшний день питьевой отфильтрованной водой моют машины на автомойках, поливают огороды, а также разводят строительный материал (цемент, гипс). Но эта проблема уже решается – выделено 60 млн тенге на разработку ПСД, но предварительно будет проведен аудит.

Также хотелось бы перейти на цивилизованную переработку мусора. В Европе у каждого домовладельца, кроме корзин для сухого и влажного мусора, есть еще 3: для металла, бумаги и пластика. Там утилизация вторсырья достигает 70%! Его продают и получают доход, недаром в мире мусорный бизнес считается прибыльным. Но мы к этому пока не готовы: нужны средства и нужно менталитет менять, подтягивать. Эти вопросы обсуждаются в акиматах. В планах у нас налаживание тесных отношений с зарубежными коллегами, чтобы перенять один из лучших опытов системы саночистки городов. Мы к 2017 году планируем запустить новый мусорный полигон, там будет предусмотрена сортировка мусора. Уже в ближайшем будущем хотим внедрить пилотный проект сортировки мусора для жителей частного сектора – раздельное накопление сухого и влажного мусора. Уже сейчас есть предложения от компаний, желающих перерабатывать продукты на биогумус, например. Пока есть время, нужно начать приучать атыраусцев к раздельному накоплению мусора. Потому что, к сожалению, есть негативные примеры, когда в других городах на эти проекты выделялись средства и организовывались грамотные системы мусоросбора, но без поддержки и участия населения эти проекты не достигли своих результатов.

 

«НАДО МЕНЯТЬ ПРЕСЛОВУТЫЙ “МЕНТАЛИТЕТ” »

- На наш «особый» менталитет часто списывают и проблемы общественного транспорта: кондукторы не выдают билетов, хамят, высаживают пожилых людей и школьников, водители превышают скорость, нарушают ПДД, не соблюдают интервал движения…

- Это огромная проблема всех акимов, лично я встречался и обсуждал эти вопросы с операторами маршрутов и с водителями и кондукторами не раз и не два, доходило и до криков. Но мы надеемся, что она начала решаться. Уже в этом году откроем что-то вроде единого диспетчерского центра, своего рода ЦОУ (центр оперативного управления), сидя в котором можно будет видеть буквально всё, что происходит на маршрутах в режиме реального времени: как движутся автобусы, с какой скоростью, соблюдают ли интервал, скоростной режим. Мы выделим 31 млн тенге на этот проект. Каждый автобус будет снабжен GPS, мы закупим до 250 этих устройств. В каждом из них будут установлены автоинформаторы, сообщающие график движения и названия остановок. Будут установлены видеокамеры, записывающие всё происходящее в салоне автобуса, а также фиксаторы количества вошедших и вышедших пассажиров. В ноябре прошлого года мы уже начали пилотный проект на маршруте №4, что дало положительный результат. Так мы сможем иметь полную картину происходящего на линиях общественного транспорта и доказательно привлечь к ответственности виновных. Мы хотим упорядочить работу перевозчиков и иметь представление об их реальных доходах и расходах. Пока сделать это сложно, хотя ни для кого не секрет, что в этой сфере есть факты подлогов, обмана, коррупции, несоблюдения требований. Зная реальную картину, мы сможем предъявлять обоснованные требования к операторам, возможно, об инвестициях, о своевременной замене автопарка.

- А перевозчики не разбегутся под таким контролем? Есть мнение, что общественный транспорт опционально не может приносить прибыль и является заведомо дотационной сферой.

- Да, нам известны эти утверждения. Вопрос дотирования мы тоже рассматривали, но в таком случае стоимость проезда придется повышать до 80-85 тенге! Это недопустимо. Будем работать, думать, решать. На сегодня у нас есть договоренности с белорусскими автопроизводителями, но для начала нужно определить четкую картину, выявить истинный пассажиропоток. Диспетчерский центр должен заработать уже к середине текущего года. Будут также устанавливаться информационные электронные табло и на остановках.

- В прошлом году были установлены т.н. поднятые клумбы от аэропорта вдоль проспекта Сатпаева. Какая была необходимость в замене прежних на тяжеловесные бетонные? Старые деревянные ящики, к примеру, смотрелись вполне эстетично и обошлись наверняка гораздо дешевле.

- В Атырау было установлено 167 малых архитектурных форм (МАФ) – по проспекту Сатпаева, по ул. Владимирского, в парке Победы, по ул. Абая и вдоль трассы Аэропорт. Замена их связана с большим сроком эксплуатации железобетонных клумб. Бетонные клумбы уже широко используются на площадях и улицах городов мира. Деревянные клумбы приобретены в 2007-2008 годах, имеют пристойный вид не более двух-четырех лет, а затем требуют замены.

- А куда делись демонтированные бордюры? Списаны или распроданы? Как вообще поступают с демонтированными объектами инфраструктуры: теми же клумбами, бордюрами, ежегодно сменяемой брусчаткой и т.п.?

- Использованные клумбы утилизируются. Что касается брусчатки, то пригодные передаются в государственные учреждения, непригодные утилизируются. Бордюры имеют свойство быстро разрушаться – на них постоянно воздействуют атмосферные осадки, что приводит к быстрому разрушению бетона. Их приходится менять, потому что восстановить бетонные конструкции не так уж просто. Замененные бордюры утилизируются.

- Спасибо за беседу.

Беседовала Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

 

(Ответы акима города Атырау на вопросы наших читателей, которые они прислали к анонсированному ранее интервью - в следующем номере «АЖ»).

5 февраля 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz