Атырау, 13 января 04:46
 облачноВ Атырау -2
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Несчастливы каждый по-своему

12 913 просмотров

Как падение цен на нефть отразится на крупных проектах?

Рекордное падение стоимости нефти уже поставило правительство перед необходимостью пересчитать бюджет страны, а ФНБ «Самрук-Казына» - сократить расходы. Вполне возможно, «затянуть пояса» придется и нефтяным компаниям. Оправдана ли в этих условиях реализация таких дорогостоящих проектов, как Проект будущего расширения на Тенгизе и повторный запуск Кашагана, и что ждет отечественную «нефтянку» в лице АО РД КМГ?

ТЕНГИЗ

Стоимость ПБР менялась дважды: с изначальных $16 млрд до $23 млрд в 2013 году и нынешних  $40 млрд. Это третий по счёту проект ТШО после Завода второго поколения и Закачки сырого газа. С его помощью Тенгизшевройл планирует увеличить объёмы добычи нефти с 25 млн тонн до 36 млн тонн в год.

До сих пор Тенгизшевройл, благодаря высокой стоимости нефти, имел высокую норму прибыли с проекта. Из публичного годового отчета компании Шеврон, имеющей 50%-ю долю в разработке Тенгизского месторождения, следует, что в 2013 году доходы ТШО от продажи сырья составили свыше $25 млрд, против $23 млрд в 2012-м (все цифры даны без указания долей прибыли акционеров – Л.С.).  Затраты ТШО в 2013 году составили $11,2 млрд, в результате чистая прибыль компании за указанный год составила $9,9 млрд. Чистый капитал ТШО составил $10,8 млрд. За 2013 год ТШО добыл 27,1 млн тонн нефти (216 млн баррелей). А с января по сентябрь 2014 года объемы добычи сырой нефти составили 19,8 млн тонн (158 млн баррелей). В декабре 2014 года в компании сообщили, что из-за планового капитального ремонта, занявшего 37 дней вместо запланированных 27, добыча нефти составит за год 26,2 млн тонн против запланированных 27,1 млн.

Отчет за 2014 год пока не опубликован, однако можно предположить, что доходы ТШО за последний квартал значительно снизились в связи со снижением цен на нефть с октября 2014 г. Кстати, в вышеупомянутом отчете Шеврон среди вероятных рисков называет снижение цены на нефть, которая может измениться под влиянием общих экономических условий, размеров квот, установленных ОПЕК и т.д.

К слову, то, насколько снижение цен на нефть скажется на доходах ТШО, можно было бы прикинуть, зная себестоимость добычи тенгизской нефти. К сожалению, в отчете Шеврона нет этих цифр, а наш официальный запрос по этому поводу в ТШО остался без ответа. Есть официальная информация аж 15-летней давности, когда генеральный директор Евразийского отделения компании Шеврон Оверсиз Петролеум Ник ЗАНА сообщил делегатам международной конференции «Нефть и газ» KIOGE-99, что себестоимость добычи нефти в 1999 году составила $2 за баррель. К сожалению, больше таких откровений никто из представителей компании себе не позволял.

На наш официальный запрос о целесообразности реализации ПБР в сложившихся условиях в ТШО сообщили, что «крупные проекты подвергаются тщательной проверке, по согласованию с Партнерами, в целях обеспечения готовности проектов к безопасной, рациональной и своевременной реализации. В настоящее время осуществляется тщательная проверка по Проекту будущего расширения (ПБР) и Проекту управления  устьевым давлением (ПУУД). ТШО объявит об окончательном инвестиционном решении по проектам ПБР-ПУУД в соответствующее время, после согласования с Партнерами».

Напомним, что 20% в ТШО принадлежит казахстанской стороне в лице АО НК «КазМунайГаз», то есть его доля участия в ПБР должна составить $8 млрд. Думается, для худеющего в нынешних условиях бюджета нацкомпании это достаточно значительная сумма.

Сегодня остается неизвестной судьба социальных проектов, реализуемых ТШО. Например, в 2014 году бюджет добровольной социально-инфраструктурной программы «Игилик» составлял $25 млн. Основная часть средств была направлена на строительство детских садов и школ в г. Атырау и в Жылыойском районе. Еще $1 млн был выделен на Программу социальных инвестиций. Мы направили в ТШО запрос о бюджете этих программ на 2015 год, но ответа пока не получили.

КАШАГАН

Бюджет замены магистральных трубопроводов и компрессоров на островах и на заводе «Болашак», по нашим данным, составит $4 млрд. Работы начнутся этой весной. Что касается возобновления добычи нефти, вице-министр энергетики РК Узакбай КАРАБАЛИН заявил, что при оптимистичном раскладе добыча возобновится в первой половине 2016 года. Ныне покойный руководитель нефтекомпании Total Кристоф де МАРЖЕРИ предположил, что перезапуск месторождения возможен только в 2017 году. Что касается рентабельности новых инвестиций в проект на фоне прогнозов о наступлении эры «дешевой нефти», учитывая ещё и высокую себестоимость кашаганской нефти – NCOC на наш запрос ответил традиционно: «Мы не можем давать комментарии по прибыльности проекта, так как данный вопрос относится к коммерческой и конфиденциальной информации, которая является собственностью участников компании и полномочного органа».

Впрочем, у акционеров Кашаганского проекта обратной дороги нет. Каждый год простоя сопряжен с износом оборудования, а с 1 октября 2013 года затраты акционеров больше не возмещаются сырой нефтью. Однако, как показывает опыт предыдущих лет, деньги на Кашаганском и подобных масштабных проектах западные компании «отбивают» не только нефтью. Это – загрузка собственных промышленных предприятий миллиардными заказами для проектов в Казахстане, продажа своего нефтепромыслового оборудования, развитие и сбыт различных запатентованных технологий, возможные политические аспекты (периодические приезды на Кашаган высокопоставленных заграничных персон, крупные саммиты, налаживание перспективных взаимоотношений) и прочее. Поэтому, наверняка, для них затраты – дело условное. Уйти с проекта можно, но долю уходящего партнера быстро «подберут» китайцы или индусы, как это уже произошло с долей американской «ConocoPhillips».

РД КМГ

Что касается отечественной нефтянки, то, согласно консолидированному промежуточному финансовому отчету РД КМГ, с учетом долей в ТОО «СП «Казгермунай» (КГМ), «CCEL»  и «ПетроКазахстан Инк.» (ПКИ), за первые девять месяцев 2014 года добыча составила 9,2 млн тонн нефти (250 тыс. баррелей в сутки), выручка за этот период - 690,3 млрд тенге ($3,9 млрд). Чистая прибыль составила 242 млрд тенге ($1,4 млрд).

«Это на 160% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года в основном из-за значительного дохода от курсовой разницы в результате девальвации тенге в феврале 2014 года. Исключая чистый доход от курсовой разницы в размере 107,7 млрд тенге, в первые девять месяцев 2014 года прибыль до налогообложения выросла на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Производственные расходы в первые девять месяцев 2014 года составили 144,6 млрд тенге (811 млн долларов США) на 15% выше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, что в основном объясняется повышением расходов по вознаграждениям сотрудников производственных подразделений», – сообщается на сайте компании.

На вопросы, направленные «АЖ» в департамент по связям с общественностью АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», были получены следующие ответы:

- Был ли произведен новый расчет с учетом значительного снижения цен на нефть? И как выглядит самый негативный сценарий по стоимости нефти, рассматриваемый в компании? Каким образом компания предполагает сокращать расходы?

-  В настоящее время компания работает в соответствии с бюджетом, принятым на заседании совета директоров в декабре 2014 г. В утвержденном бюджете РД КМГ уже снизила капитальные вложения на 2015 год – главным образом за счет снижения инвестиций, не влияющих на уровень производства, снижения расходов на инфраструктурные проекты, а также за счет переноса на более поздний срок некоторых долгосрочных проектов программы модернизации. В частности, капитальные расходы на 2015 г. планируются в размере 115 млрд тенге (621 млн долларов США), что на 14% ниже, чем планировалось по бизнес-плану, утвержденному годом ранее. При этом хотелось бы отметить, что на экономику компании большое влияние оказывают не только цены на нефть, но и налог на добычу полезных ископаемых, ставка экспортной таможенной пошлины и другие факторы. В настоящее время эксперты компании производят расчетыи рассматривают различные варианты развития событий. В случае, если советом директоров РД КМГ будет принято решение утвердить новый бюджет, компания обязательно сообщит об этом рынку.

-Не скажется ли падение цен на нефть на доходах работников РД КМГ, в частности рядовых сотрудников атырауского подразделения – АО «Эмбамунайгаз»?

- В бюджете на 2015 год, утвержденном советом директоров в декабре 2014 года, социальные выплаты и уровень постоянной части заработной платы работников наших предприятий (в том числе АО «Эмбамунайгаз») сохранены на прежнем уровне. Выполняются все обязательства компании в рамках коллективных договоров: это медицинское страхование работников и членов их семей, отдых детей в оздоровительных лагерях, санаторно-курортное лечение, индексация заработной платы на уровень инфляции и др.

«ПРОЕКТЫ НИКУДА НЕ ДЕНУТСЯ»

Между тем, по мнению некоторых экспертов, колебания цены на нефть не отразятся на реализуемых крупных проектах. Вот мнение экономиста Турлана НУРЖАНОВА: «Озвучиваемые сейчас прогнозы на цену на нефть касаются пределов её падения в рамках нынешнего этапа корректировки цены (price adjustment), поэтому имеют слабое отношение к долгосрочным ценам на нефть, уровень которых будет складываться в будущем исходя из многих факторов. И Тенгиз, и Кашаган являются долгосрочными проектами, причём в случае Кашагана его выход на полную производственную мощность планируется не ранее, чем через 2-3 года – к этому времени цены на нефть должны скорректироваться вверх до неких, пока не совсем очевидных уровней, но как минимум до 60-70 долларов за баррель. Именно при таком долгосрочном уровне цен добыча будет рентабельной на большей части месторождений сланцевой нефти в США, взрывной рост добычи на которых и вызвал текущую корректировку на рынках.

Исходя из этого, нужно понимать, что корректировка вызвана изменениями на стороне предложения нефти, а не в уровне спроса на неё (который продолжает быть устойчивым, несмотря на замедление экономики Китая и ряда других развивающихся стран, а также затянувшуюся стагнацию в европейской экономике). В то же время впечатляющие темпы роста экономики США (5% по итогам 2014 г.), одного из главных рынков для нефти и нефтепродуктов в мире, вселяют надежду на довольно скорое установление нового, хоть и более низкого, чем в «тучные» годы, но в целом стабильного уровня цен на нефть. На следующем плановом заседании Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК) в начале июня в Вене те из её членов, которые находятся сейчас в наиболее затруднительном финансовом положении (прежде всего Венесуэла), попытаются «продавить» решение о снижении квоты на добычу в рамках всего консорциума с последующим повышением цен. Против этого решения будут выступать арабские страны Персидского залива – прежде всего Саудовская Аравия и ОАЭ, накопившие громадные резервы в своих национальных фондах, которые позволят им «потерпеть» ещё несколько лет цены уровня даже 20-30 долларов за баррель. Тем более, что они заинтересованы в победе над главной угрозой их роли на мировом рынке нефти – молодыми и амбициозными компаниями, работающими на месторождениях сланцевой нефти в США. Принятое в итоге Советом ОПЕК решение о снижении или неснижении добычи будет зависеть от навыков убеждения переговорных команд, представляющих два этих полюса ОПЕК. Неожиданная кончина короля Саудовской Аравии Абдуллы и воцарение на престоле короля Салмана вызвали ожидание смягчения переговорной позиции саудовцев, так как новому королю из политических соображений может быть важнее защита бюджета страны, а не рыночной доли саудовцев (которую они всегда успеют себе вернуть).

Всё происходящее является следствием ответа со стороны признанных игроков рынка (прежде всего стран-участниц ОПЕК) на вызов «сланцевой революции». Всему остальному миру остаётся только наблюдать за этой битвой и умело уклоняться от щепок, летящих из леса, который рубят арабы и американцы».

Между тем, чтобы понять, насколько «битва арабов с американцами» отразится на РК, мы самостоятельно подсчитали примерную себестоимость нефти, взяв за основу данные отчета ТШО за 2013 год. Для чего разделили производственные затраты на количество добытой нефти. Получилось, что себестоимость одного барреля - $51,8. При том, что курс доллара в 2013 году составлял 153-154 тенге. 

В октябре 2014 года первый вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин заявил, что средняя себестоимость добычи нефти в Казахстане составляет $50

В среднем можно говорить о том, что мы по традиционным нашим месторождениям имеем себестоимость добычи порядка 50 долларов. В отдельных случаях она может изменяться в ту или другую сторону. Это говорит о том, что у нас пока запас есть между себестоимостью и стоимостью продажи нефти.

Судя по сегодняшней ситуации, запас между себестоимостью и стоимостью критически сократился.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

29 января 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.