– Как регулируются законом инциденты с разбитым товаром в супермаркетах? Обязательно ли присутствие полиции и составление протокола? В каких случаях покупатель обязан оплатить ущерб?
Вопрос по телефону
Вопрос прокомментировала адвокат Адвокатской конторы «Слово защиты» Татьяна МОХНАЧЕВА:
– Согласно статье 411 Гражданского кодекса РК, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законодательными актами или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
А в статье 446 ГК говорится, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не установлено законодательными актами или договором розничной купли-продажи.
Вы не обязаны платить за разбитый (повреждённый) товар в случае, если вы его неумышленно разбили (повредили), например в связи с неаккуратным, неудобным размещением товара продавцом, скользкий пол и др., поскольку, пока вы не оплатили товар, он является собственностью магазина, и вся ответственность за него лежит полностью на магазине, в том числе за порчу товара.
В случае же умышленных действий с вашей стороны по битью товара в магазине инцидент разрешается с участием сотрудников полиции и привлечением вас к соответствующей ответственности согласно действующему законодательству Республики Казахстан.