АНПЗ отказался платить предписанный областным департаментом экологии в 2014 году экологический штраф в размере 24 млрд тенге и выиграл в суде.
Специализированный межрайонный экономический суд Атырауской области отказал областному департаменту экологии в исковых требованиях о взыскании с АНПЗ 24-миллиардного экологического штрафа. Апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам Атырауского областного суда оставила это решение без изменения, а апелляцию департамента экологии без удовлетворения.
Напомним, в марте 2014 года областной департамент экологии предъявил Атыраускому нефтеперерабатывающему заводу предписание о возмещении экологического ущерба на сумму 23,7 млрд тенге – за загрязнение окружающей среды путём сжигания кислого газа на факелах. Во время проверки счетчик на факельной системе сжигания кислого газа установки производства серы (УПС) показал отметку почти 700 тыс. кубометров.
В свою очередь АНПЗ выразил несогласие с данной проверкой, утверждая, что фактически выбросы кислого газа заводом не производились и не производятся. Что касается показаний счетчика, на наш запрос, отправленный сразу же после предъявления предписания в 2014 году, главный инженер ТОО «АНПЗ» Денис КОЗЫРЕВ ответил следующее: «Указанный в справке прибор не является прибором коммерческого учета и его нельзя использовать для расчета кислых газов. Данный прибор предназначен лишь для контроля оперативным персоналом наличия расхода продувочного газа и возможности принятия необходимых мер в случае возникновения аварийного сброса. Завод не производил и не производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сверх установленного лимита. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации факельных систем, в факельный коллектор подаются топливный или инертный газы, в которых отсутствует сероводород. Весь кислый газ направляется на получение жидкой серы».
В целях объективного обследования работы технологических установок, в том числе УПС и факельной установки, и составления независимого экспертного заключения завод привлек Атырауский институт нефти и газа», Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан, ОАО «Гипрогазочистка», ТОО «Йокогава Электрик Казахстан» и Казахский институт нефти и газа. Материалы для рассмотрения были также направлены проектанту объектов факельного хозяйства завода – ОАО «Омск Нефтехимпроект».
В суде департамент экологии не смог доказать, что ответчиком (АНПЗ) были допущены факты сжигания кислого газа в объеме 693 753,1 кубометра.
Факельная система обеспечивает безопасное удаление технологических газов во время нарушения технологического режима, аварийных ситуаций, на период пуска и остановки УПС. К примеру, в случае аварийной остановки УПС кислый газ сжигается на факельной системе. По утверждению департамента экологии, согласно данным журнала учета нарушений технологических режимов УПС установлено, что в 2012 году на УПС имело место 25 аварийных инцидентов, в 2013 году – 20.
Однако ответчик в суде пояснил, что сжиганию кислых газов в количестве 693 753,1 кубометров на УПС должна была бы предшествовать аварийная остановка УПС сроком около семи месяцев.
Таким образом, своё решение экономический суд мотивировал тем, что департамент экологии не представил доказательств допущения ответчиком аварийного останова УПС на длительный срок.
Вот что говорит по этому поводу руководитель департамента экологии по Атырауской области Ербол КУАНОВ:
– Мы сделали предписание по результатам проверки областной природоохранной прокуратуры, наши специалисты были привлечены к данной проверке. Сотрудники прокуратуры осмотрели счётчик кислого газа на третьей факельной установке АНПЗ и зафиксировали его данные. Факельная система предназначена для сжигания кислого газа во время аварийной остановки УПС. В нормальном режиме работы после очищения нефти от примесей сероводорода кислый газ поступает на установку по переработке серы – оттуда выходит сера, которую в дальнейшем продают. В случае аварийной остановки УПС кислый газ напрямую идет на факельную систему. Счетчик на факельной системе на момент проверки показывал отметку почти 700 тысяч кубов. Проверяющие сделали вывод, что столько кислого газа было сожжено в период с 2010-2011 гг. Показания счетчика сняли на фото. Природоохранная прокуратура направила дело к нам, мы сделали расчет по сумме штрафа и направили иск в суд.
Теперь выясняется, что этот счетчик общий – не только для кислого газа, но и для топливного. Дело в том, что дежурный факел должен все время гореть на случай аварийной остановки УПС. Так вот, чтобы поддерживать «дежурную горелку», они постоянно подают на нее топливный газ. Получается, счетчик общий. В свое время, когда японцы делали реконструкцию, его неправильно установили, он должен быть рассчитан только на кислый газ. Но мы всё равно намерены дойти до Верховного суда – прибор есть прибор.
Напомним, проверка была проведена по многочисленным жалобам горожан в 2013 году на запах «тухлых» яиц по ночам и под утро. В «АЖ» была серия статей на эту тему. Итогом всех проверок под конец 2013 года стало заявление Куанова, где поименно называются предприятия, отравляющие наш город (см. «Город в смрадном кольце»).
Сауле ТАСБУЛАТОВА