Казахстан согласно Соглашению о разделе продукции (СРП) не будет возмещать расходы NCOC на возобновление добычи на Кашагане. По предварительным оценкам, затраты на замену трубопроводов составят порядка $3 млрд. Но похоже, дело не только в трубах.
«УРЕГУЛИРОВАЛИ ВСЕ ВОПРОСЫ»
После нашей публикации «Заменой труб займутся “Сайпем” и “Бонатти”?» мы направили запросы в министерство энергетики РК и в ТОО PSA, управляющее долей Казахстана в Северо-Каспийском проекте.
В своих письменных ответах на вопросы «АЖ» первый вице-министр энергетики Узакбай КАРАБАЛИН сообщил, что в настоящее время исследования по установлению причин выхода трубопроводов из строя завершаются, окончательный отчёт будет обнародован в 2015 году. По предварительной информации, основной причиной растрескивания труб и сварных швов явилось наличие зон повышенной твёрдости металла, которые в большей мере подвержены влиянию кислой среды под давлением.
«Сообщаем о том, что 13 декабря 2014 года было подписано Соглашение об урегулировании между РК и Подрядными компаниями Северо-каспийского проекта, в котором среди прочего были урегулированы все вопросы, связанные с “первичным” трубопроводом (ссылка: http://energo.gov.kz/index.php?id=2013).
В частности, Подрядчик и Республика договорились, что все затраты, связанные с проектированием, изготовлением, техническим обслуживанием, эксплуатацией “первичных” трубопроводов являются невозмещаемыми, и соответственно Республика не понесёт в этой связи никаких потерь».
Первый вице-министр энергетики Узакбай КАРАБАЛИН.АЖ: Кто конкретно из менеджеров Аджип ККО или других компаний – участников проекта несёт ответственность за выход из строя трубопроводов: поставщик некачественных труб или компании, занимавшиеся их прокладкой? И какова ответственность представителей казахстанcкой стороны, прикомандированных от «Казмунайгаза» к NCOC и ТОО PSA?
«Вопрос ответственности Подрядчика (Аджип ККО и других компаний – участников проекта) также был урегулирован подписанием данного Соглашения. Работники АО НК “КазМунайГаз” или ТОО PSA не были напрямую вовлечены в работу по строительству “первичных” трубопроводов. Согласно условиям СРП по Северному Каспию, вся ответственность за ведение нефтяных операций полностью лежит на Подрядчике проекта». (Под Подрядчиком следует понимать консорциум NCOC. В настоящее время его участниками являются семь компаний с долей участия: «Аджип Каспиан Си Б.В.» 16.807%, «CNPC Казахстан Б.В.» 8.332%, «ЭксонМобил Казахстан Инк.» 16.807%, «Инпекс Норт Каспиан Си, Лтд.» 7.563%, «КМГ Кашаган Б.В.» 16.877%, «Шелл Казахстан Девелопмент Б.В.» 16.807%, «Тоталь ЭиП Казахстан» 16.807%. – Прим. Л. С.)
«КОНТРАКТЫ ЕЩЁ НЕ ЗАКЛЮЧЕНЫ»
АЖ: На недавних общественных слушаниях в Атырау не были получены ответ на вопросы, кто изготовит новые трубопроводы для Кашаганского проекта, какова их стоимость и какие компании будут их прокладывать. Почему для работы на наземной части NCOC выбрал итальянскую компанию «Бонатти», несколько лет назад допустившую крупный разлив топлива на территории завода «Болашак»? Кроме того, ценовое предложение Бонатти по укладке труб было выше, чем предусмотрено по проекту.
«В отношении компании “Бонатти” сообщаем, что по имеющейся у нас информации Подрядчик не присуждал контракт на укладку трубопроводов данной компании. Также сообщаем, что министерство не располагает информацией о включении компании “Бонатти” в “чёрный список” Аджип ККО и соответственно не может комментировать данную информацию. Что касается новых трубопроводов, в настоящее время Оператор ведёт коммерческие переговоры напрямую с несколькими мировыми производителями труб. Окончательная стоимость будет известна после завершения переговоров и фактического присуждения контрактов, с учетом специфики закупаемых труб».
АЖ: На слушаниях управляющий директор NCOC Стефан де МАЙЁ заявил, что казахстанская сторона не будет участвовать в расходах по замене трубопровода – это будет сделано за счёт иностранных партнеров Северо-Каспийского проекта.
«Действительно, в соответствии с СРП все расходы, связанные с возобновлением добычи на месторождении «Кашаган», не будут относиться к возмещаемым затратам, т. е. будут финансироваться за счёт подрядных компаний».
«МЫ ТОЛЬКО ПО БЕТОНУ!»
Из ответов следует, что сотрудники министерства энергетики и ТОО «PSA» не имели доступа к контролю над строительством трубопроводов, которые позднее вышли из строя. Зато к строительству имел отношение другой министр, теперь уже бывший министр охраны окружающей среды Нурлан КАППАРОВ – как один из владельцев Ланкастер Груп Казахстан, чьей дочерней компанией является ТОО ERC Holding. В 2003 году ERC Holding и итальянская Saipem International B.V. (ENI Group Company) образовали совместное предприятие «Ерсай Каспиан Контрактор», которое, согласно информации на корпоративном сайте, выполнило в дальнейшем несколько контрактов на Кашаганском проекте. Практически все по заказу Аджип ККО: 1. Трубная обвязка и пусконаладочные работы морских платформ комплекса островов «Д» и «А» (май 2007 – декабрь 2011 года). Работы включали: Проектный инжиниринг, строительство, сборка, обеспечение оборудованием и рабочими площадями, управление проектом, управление морскими модулями, пусконаладочные работы. 2. Пусконаладочные работы электрогенераторных модулей и модулей для обратной закачки сырого газа для месторождения Кашаган (2007-2011 гг.). 3. Закуп, строительство, изготовление и установка фундаментных свай и факельных вышек для первой фазы проекта Кашаган (2004-2010 гг.). 4. Бетонирование труб для магистрального трубопровода Кашаган – Карабатан (2005-2010 гг.), объем проекта: 25 000 труб.
Из этой информации, если, конечно, указаны все контракты на Кашагане, следует, что участие ТОО «Ерсай Каспиан Контрактор» в строительстве трубопроводов ограничилось бетонированием. То же следует и из официального сообщения на сайте компании: «Во избежание дальнейших домыслов и непрофессиональных спекуляций по этому поводу поясняем, что бетонирование труб, произведенное ТОО «Ерсай Каспиан Контрактор» в Курыке, проводилось в целях защиты от внешнего, механического повреждения труб, а также во избежание всплытия трубопровода. Кроме того, бетонное покрытие, выполненное нашей компанией, наносилось поверх полипропиленового антикоррозийного покрытия, сделанного производителем труб в соответствии со спецификациями. Обращаем внимание СМИ на официальное заявление NCOC, проводящего расследование причин утечки газа на трубопроводе, что «непосредственной причиной утечки газа послужило сульфидное растрескивание под напряжением». То есть трещины в трубе появлялись изнутри, а не снаружи». В другой своей публикации «Ерсай» сообщает, что ТОО не заключало контракты по поставке труб и не проводило работ по сварке и укладке трубопровода для месторождения «Кашаган».
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?
Но каково бы ни было реальное участие ТОО «Ерсай» в злополучном проекте трубопроводов, сегодня некоторые эксперты считают, что дело далеко не только в дефектных трубах. Вот что говорит один из них:
– Глобальные причины неудачи на Кашагане нужно искать у истоков проекта. Всё основное оборудование закупалось, начиная с 2005 года – с расчётом, что в 2008-м начнется добыча нефти. Поступающее непрерывным потоком оборудование нужно было сразу устанавливать, но проект задерживался, срывались и переносились, сроки строительства. Оборудование долгие годы простаивало под открытым небом. Мобилизованные специалисты так же простаивали, ожидая начала работ. Проходили месяцы, работы не начинались, подрядчики переключались на другие объемы, отсюда и прочие негативные моменты.
Что касается непосредственно выхода из строя трубопроводов, есть три причины, которые в совокупности могут привести к растрескиванию. 1. Повышенная твердость материала трубы, вызывающая хрупкость. 2. Наличие влажного сероводорода, разъедающего металл. 3. Растягивающее усилие (давление в трубопроводе). Считается, что повышенная твердость участков трубопровода, образовавшаяся в местах, близких к сварочным стыкам, появилась в результате нарушения режимов сварки. А появление воды, в составе газа являющееся неприемлемым, явилось следствием неправильной работы системы осушки газа на морском технологическом комплексе. По моему мнению, марка трубопроводов была подобрана правильно и соответствовала условиям эксплуатации на Кашагане. Аналогичные трубы используются в системе сбора и транспорта нефтегазовой смеси на Тенгизском и Карачаганакском проектах. Здесь, скорее всего, повлияло нарушение режимов сварки и последующих испытаний трубопроводов во время строительства, консервации и хранения, а также проблемы с работой оборудования в начальный период запуска месторождения.
В пользу предположения о проблемах в работе морского комплекса говорит информация о том, что помимо трубопроводов NCOC намерен заменить и компрессоры на морском комплексе.
– Эти компрессоры предназначены для дожимания газов среднего и низкого давления, выделяющихся в сосудах при технологических операциях, до высокого давления, необходимого для работы установок подготовки газа. Возможно, NCOC понимает, что данное оборудование может создать проблемы при повторном запуске. Тогда возникают вопросы, а каким образом в свое время его подбирали для проекта, – делится наш источник.
В какую сумму выльется замена компрессоров, будет ли эта сумма невозмещаемой с казахстанской стороны? И не потребуется ли строительство дополнительной установки по подготовке газа? Как утверждают участники событий, влага в трубопроводах появилась в первые же дни тестовой нефтедобычи на Кашагане. Все эти вопросы не могут не волновать, потому что национальная компания «КазМунайГаз», как один из участников консорциума, тоже профинансирует эти работы, пропорционально своей доле.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА