На недавних общественных слушаниях НКОК по замене трубопроводов на Кашагане (см. «Кашаган: новые ожидания, прежние опасения») управляющий директор НКОК Стефан де МАЙЕ не стал называть компании, которые будут участвовать в этом проекте.
Между тем, по неофициальной информации, к проекту будет привлечён прежний генподрядчик – итальянская компания «Сайпем». Она займётся морской частью трубопровода, а наземную передаст субподрядчику – итальянской фирме «Бонатти».
«Сайпем» на 43% принадлежит итальянской нефтегазовой компании ENI, являющейся одним из акционеров в Северо-Каспийском проекте (16,8% акций). Однако, как утверждают наши источники, причина повторного приглашения «Сайпема» не столько в принадлежности к ENI, сколько в том, что «Сайпем» располагает специализированным флотом для прокладки труб в море, а времени на поиск других подрядчиков в нынешней ситуации у консорциума нет.
В 2006 году для работ по проекту «Морской магистральный трубопровод проекта Кашаган» компанией «Сайпем» была доставлена на «Каспийскую верфь» баржа-трубоукладчик «Castro-12». Кроме того, у итальянцев есть баржа по траншейной трубоукладке «TRB», а в августе прошлого года на Каспий была доставлена баржа-трубоукладчик «Ер-Сай1», построенная по заказу Saipem SpA группой «Морские и нефтегазовые проекты» («МНП»). Её строительство обошлось в $35 млн.
Что касается «Бонатти», передача которой наземного объёма работ стала неожиданностью для других участников тендера, то тут, как сообщают наши источники, сыграли роль совсем другие факторы.
Дело в том, что три года назад Аджип ККО, будучи тогда агентской компанией, отвечающей за строительство объектов 1-ой фазы Северо-Каспийского проекта, включила «Бонатти» в «чёрный список», в том числе из-за огромного по площади разлива топлива, допущенного «Бонатти» в мае 2011 года на территории завода «Болашак». Аджип потребовал от «Бонатти» очистить загрязнённую территорию, однако в «Бонатти» претензий со стороны бывшего заказчика не приняли. Между тем Департамент экологии Атырауской области наложил на Аджип ККО за этот разлив крупный штраф. Аджип в свою очередь «заморозил» выплаты «Бонатти» за выполненные работы, в результате те задолжали своим субподрядным компаниям.
«После того как ENI, чьей “дочкой” является Аджип, поставила «Бонатти» в “чёрный список”, у тех образовались финансовые претензии к ENI на $15 млн. И чтобы Бонатти сняла претензии, в ENI решили привлечь к проекту замены труб именно эту компанию. Своего рода “взаимозачёт”. А поскольку нужно много денег для различных "комиссионных", в том числе менеджменту ENI, компания “Бонатти” дала ценовое предложение в $170 млн, хотя реальная цена работы в наземной части трубопроводов не больше $100 млн»,– делятся с нами осведомленные источники. По их словам, Стефан де Майе – представитель другого акционера Северо-Каспийского проекта, американской Ексон Мобил – был «в шоке» от подобной комбинации ЕNI и «Бонатти».
Мы направили в НКОК официальный запрос с просьбой прокомментировать вероятный выбор «Бонатти» в качестве подрядчика по замене трубопроводов. Однако консорциум не стал комментировать эти вопросы, сославшись на «конфиденциальность» информации о размерах затрат и поставщиках.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА