Атырау, 23 ноября 10:21
 ясноВ Атырау +5
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Кашаган: новые ожидания, прежние опасения

10 798 просмотров

В Атырау состоялись общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) «Проекта строительства объектов в рамках Программы опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган. Промысловые трубопроводы. Корректировка».

НОВЫЕ ТРУБЫ В СТАРЫЕ ТРАНШЕИ

Слушания открыл зам. акима области Гумар ДУЙСЕМБАЕВ, чуть позже подъехал и аким области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ. В приветственной речи управляющий директор НКОК Стефан де МАЙЕ, в частности,рассказал о переходе консорциума на новую модель управления (см. «На Северо-Каспийском проекте будет одна объединённая компания»).

С докладом о технической части Проекта замены трубопроводов выступил директор управления Проекта Кашаган Жанкарло РУЙЮ. Вначале он коротко упомянул о предварительных итогах расследования причин повреждения трубопроводов, ведущих с острова D до завода «Болашак».  По его словам, «произошло сульфидное растрескивание под напряжением».

Директор управления Проекта Кашаган Жанкарло РУЙЮ.Директор управления Проекта Кашаган Жанкарло РУЙЮ.Новые трубопроводы будут изготовлены из стали с плакировкой коррозийно-стойким сплавом аббревиатуры KSS. Длина каждого из двух 28-дюймовых в диаметре трубопроводов составит 96 км. По словам Руйю, материалы, из которых сделаны прежние и будут сделаны новые трубопроводы, соответствуют требованиям эксплуатации с учетом сернистых нефти и газа. Но выбор нового материала обусловлен очень плотным графиком работ, начать которые запланировано весной 2015 года и завершить во второй половине 2016-го (подробнее об этом – чуть ниже).

Руйю сообщил, что трубопроводы в наземной части будут демонтированы и заменены полностью. Укладка новых труб будет производиться в старых траншеях. В морской части фрагменты старых трубопроводов останутся на месте, как заявил Руи - «пока!».  А новые трубы протянут параллельно законсервированным старым на расстоянии 120 метров. Для обоих трубопроводов и в морской, и в наземной части, предусмотрено двойное покрытие: антикоррозийное и утяжеляющее бетонное.

Протяженность участка трубопровода в морской части и примыкающей к ней прибрежной заболоченной местности – 65 км. Именно там, по словам Руйю, наиболее проблемная часть маршрута, поскольку глубина воды от 0 до 1 метра не позволяет дрейфовать судну, на котором можно производить сварные работы.

- Мы подготовили производственный участок, где будет осуществляться сварка плетей трубопровода, а затем сваренные плети будем вытягивать на плаву до того участка, где они должны быть заглублены, после чего трубы засыплем. На остров Dсоединенные таким образом трубопроводы поднимем с помощью специального судна. После врезки трубопроводов будут произведены гидроиспытания под давлением, сброс воды и осушка.

ОПТИМИСТЫ И СКЕПТИКИ

Директор департамента охраны окружающей среды, здоровья, труда и устойчивого развития НКОК Игорь ЛУКАШОВ.Директор департамента охраны окружающей среды, здоровья, труда и устойчивого развития НКОК Игорь ЛУКАШОВ.Директор департамента охраны окружающей среды, здоровья, труда и устойчивого развития НКОК Игорь ЛУКАШОВ презентовал Оценку ОВОС в ходе замены трубопроводов. Из его презентации следовало, что поскольку прокладка труб в наземной части будет осуществляться в уже существующем коридоре, то воздействие на окружающую среду будет минимизировано.

Наибольшее воздействие ожидается в период строительства в море - повышение мутности воды, изменение её физических параметров с соответствующими последствиями для среды обитания. Что касается отходов: по словам Лукашова, образования отходов «красного» (наиболее вредоносного) уровня не ожидается.

Кроме того, заверил он, крайне низка вероятность выброса кислого газа из демонтируемого газопровода в сухопутной части, а соответственно практически нет угрозы для ближайшего населенного пункта Ескене, а также одноименных промысла и железнодорожного пункта. Что касается орнитофауны и морских млекопитающих, для них экологический риск оценен компанией как «средний» и «низкий».

По словам Лукашова, некоторый ущерб экологии будет нанесен только во время строительства трубопроводов, а в ходе эксплуатации они «являются достаточно пассивным элементом среды, и воздействия от них мы не ожидаем», Неубедительно звучит, если учесть, что нынешние слушания вызваны, собственно, необходимостью заменить предыдущие трубопроводы, которые «потекли» именно в ходе эксплуатации.

«ПЛАВАЮЩИЙ» УЩЕРБ

Позднее на сессии вопросов-ответов Лукашову вторили экологи НКОК, обратившие внимание общественности на способность биоты Каспийского моря к быстрому самовосстановлению.

- У нас порой зимой так пройдут льды, что соскребут всё живое, а уже весной все восстанавливается,- заявила эколог НКОК Гульсум МУТЫШЕВА.

Видимо, основываясь на этом, НКОК в период прокладки первых трубопроводов в 2005 году оценил ущерб, который может быть нанесён биоресурсам Каспия, всего в $250 тысяч. По словам заместителя областного управления сельского хозяйства Ерболата КАДИМОВА, после длительных переговоров с компанией эта цифра была увеличена до $5 млн. Он ожидает от компании, что на этот раз оценочная сумма ущерба будет как минимум в два раза выше, учитывая то, что работы ведутся повторно, и другие факторы. Мутышева заявила, что подсчет возможного экологического ущерба от замены трубопроводов сейчас ведётся.  

Главный специалист Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Бостан СУЛЕЙМЕНОВ выразил беспокойство о судьбе тюленей, которые могут пострадать в ходе замены трубопроводов. По словам Мутышевой, по прогнозу в ближайшие годы тёплых зим, когда тюлени могут подплывать к прибрежным участкам, на Каспии не ожидается. А в холодные зимы эти животные базируются в глубоководной части моря, где никаких работ не планируется.

БЮДЖЕТ? ПОКА СЕКРЕТ!

В ходе сессии вопросов-ответов представители общественности не разделили оптимизма Руйю по поводу новых материалов для трубопровода. Преподаватель Атырауского института нефти и газа, кандидат технических наук  Рафаель МЕНДЫБАЕВ

- В документах слушаний нет не только химико-технологического обоснования выбора материала новой трубопровода, нет даже ссылок на марку трубы, не назван производитель, нет ссылок на испытанные данные по устойчивости к коррозии. Где гарантия, что и новая труба не «потечёт»?

Руи вновь никаких точных характеристик не назвал. Но сообщил, что в состав новых трубопроводов входит никель:

- Этот материал соответствует всем международным стандартам и техническим характеристикам тех флюидов, которые должны будут через них проходить (сернистые нефть и газ). Если бы мы выбрали нелегированную сталь, то потребовалось бы время на тестирование. А этот материал можно использовать сразу, он протестирован и используется в нефтегазовой отрасли.

Его ответ дополнил Стефан де Майе:

- Растрескивание произошло в теле трубы. При дополнительном изучении мы заметили, что растрескивание имело место и на сварных швах. Еще одной причиной является повышенная твердость металла на некоторых участках. Окончательные результаты исследования причин выхода из строя трубопроводов будут представлены в начале 2015 года. Мы сделали выводы, и в ходе тендера на изготовление труб ориентировались на другие компании – не те, у которых размещались заказы в прошлый раз.

Он также заявил, что согласно договоренности казахстанская сторона не будет нести расходы по замене трубопроводов. Точный бюджет этой затратной кампании де Майе не назвал:

- До окончания всех тендерных процедур и определения генерального подрядчика цифры озвучивать не буду - во избежание каких-либо спекуляций. Могу сказать только, что речь идет о нескольких миллиардах долларов. Контроль с казахстанской стороны будут осуществлять ТОО «PSA» (управляющее 16,8% долей РК в Северо-Каспийском проекте) и министерство энергетики Казахстана.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

11 декабря 2014, 11:54

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.