Местный оппозиционный политик и историк Жумабай ДОСПАНОВ (на снимке) более трёх лет занимался исследованием об офицерах-казахах, участвовавших в Великой Отечественной войне, и, по его словам, выявил много неизвестных доселе фактов.
ВЗГЛЯД ИСТОРИКА
- Жумабай ага, недавно вы провели пресс-конференцию, на которой сообщили, что подготовили книгу о боевых офицерах-казахах и ждёте поддержки со стороны властей в её издании.
- Занимаюсь этой темой с июня 2011 года. Книгу планирую опубликовать в преддверии 70-летия Победы. Мне кажется, у этого исторического труда должен быть достаточно серьёзный тираж, потому что речь идёт о патриотическом воспитании молодого поколения. Люди должны знать, какой весомый вклад внесли казахи в нашу общую победу над гитлеровской Германией. Да вспомнить только лейтенанта Рахимжана КОШКАРБАЕВА, который вместе с рядовым Григорием БУЛАТОВЫМ первым водрузил знамя Победы на 2-й этаж рейхстага! Главной моей целью было ещё раз доказать бесстрашие наших воинов, которые заслуженно стали героями своего народа, и открыть факты, которые по каким-то причинам оставались неизвестными в советское время. Считаю, я достиг своей цели.
- Во время пресс-конференции прозвучал вопрос, почему вы назвали свой труд «казахские офицеры», а не «казахстанские». Была даже реплика «А не провокация ли это вражды между нациями?».
- Нет, это не разжигание национальной розни, и мне непонятна такая реакция со стороны некоторых. Это всего лишь попытка историка разработать определённую тему, в данном случае – роль офицеров казахской национальности в Великой Отечественной войне.
«НЕ ДОЖДАЛСЯ, ВЗЯЛСЯ САМ»
- Как возник замысел книги?
- Эта тема интересовала меня еще с молодости. В 19 лет, во время срочной службы я один год служил в особом отделе штаба 39-й общевойсковой армии в Улан-Баторе, столице Монголии. Это как военный отдел КГБ. И узнал, что в составе этой 39-й армии в 1942-43 годах 100-я и 101-я «казахские отдельные стрелковые бригады» (именно так они назывались до середины 1943-го года) участвовали в боях на Калининском фронте. Захотелось побольше узнать об этом, но в то время информация была ограниченной, а я был очень молод и неопытен. Впоследствии я долго ждал, что кто-то возьмется за эту тему, но не дождался, и вот взялся сам.
Лет 10 назад полковник министерства обороны сказал в телеинтервью, что в войне участвовали примерно 500 казахских офицеров и что казахов мало брали в военные училища. Это действительно так, их было мало (хотя намного больше, чем 500, об этом я скажу позже). В довоенное время старались поменьше выпускать казахских кадровых офицеров и не торопились давать им высокие звания. Ситуция несколько изменилась в 1941-42 годах, когда ввиду огромных потерь среди офицерского состава Красной армии казахов, имеющих 5 классов образования и владеющих русским языком, стали отправлять на 6-8-месячные курсы младших лейтенантов. Окончивших эти курсы сразу отправляли на фронт командирами взводов. Так же было с узбеками, киргизами, таджиками и туркменами. Но их было в несколько раз меньше казахов.
«КРЕМЛЮ БЫЛО БЫ НЕУЮТНО»
- По вашим уточнённым данным, в войне участвовали не 500, а 6 800 казахских офицеров...
- 6 800 - это цифра на 20 ноября, а сейчас она достигла 6 900. Я ещё буду продолжать исследования до конца года. Полагаю, найдутся еще 400-500 человек. По количеству воевавших офицеров младшего состава (от младшего лейтенанта до капитана) казахи на четвертом месте в СССР (впереди русские, украинцы и белорусы). А вот по старшему офицерскому составу (от майора до полковника) мы уступаем русским, украинцам, белоруссам, евреям, грузинам, армянам, татарам и башкирам. Потому что военным советам армий и фронтов давали указание, чтобы они были осторожнее при присуждении казахам старших и высших офицерских званий.
- В чём была причина этой «осторожности»?
- По моему мнению, это связано с тем, что казахи - потомки воинов Чингисхана, и Кремлю, учитывая исторические обстоятельства, было бы, скажем так, неуютно, если бы в числе полководцев нас было слишком много.
Должен сказать, что примерно 500 человек из 6 900 - наши братья-казахи из тогдашней РСФСР (Астрахань, Оренбург, Сталинград, Куйбышев, Саратов, Челябинск, Новосибирск, Кемерово, Алтайский край), а также из Узбекистана и Туркменистана.
В ходе исследований обнаружилась громадная разница между моими цифрами и официальными данными. Например, до этого говорили, что на войне было 8-9 казахов - командиров батальона, а я выяснил, что их было 89. Батальонных политруков было не 10, а 94, начальников штаба не 9, а 49. А командиров полка было не 5, а 10. Ещё было 6 командиров партизанского отряда, 1 начальник штаба партизанской бригады. Также было 3 генерал-майора, 4 полковника (раньше считали, что два), 19 подполковников (раньше считалось, что 5-6). И это несмотря на то что, как я уже говорил, в старший и высший офицерский состав казахов старались не допускать.
Нельзя, конечно, не упомянуть участвовавших в воздушных боях 39 казахских офицеров-лётчиков. Среди них был награжденный 7 боевыми орденами Талгат БИГЕЛДИНОВ, 6 орденами (три из них - Боевого Красного знамени) Аскар ЖАНДАРОВ, 5 орденами Байтурсын ЕСИРКЕПОВ, 4 орденами Салык АХМЕТОВ, Кадес ИМАШЕВ, Билис НУРПЕЙСОВ.
ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ
- Как воевали казахские офицеры?
- Они, например, были сильными разведчиками. Исламказы КАЛИЕВ, родившийся в Астраханской области, в 1942-1945 годах был начальником разведотдела 6-го и 15-го стрелковых корпусов, получил звание полковника. Казахи отличались в разведке качественным и точным исполнением поставленной задачи. Связистами тоже были сильными. Подполковник Мажит БУРАХАНОВ был заместителем начальника отдела связи 1-го гвардейского стрелкового корпуса, а майор Корабай КОГЕНТУПОВ - заместителем начальника отдела связи 10-го гвардейского стрелкового корпуса. Если учесть, что в корпуса входили дивизии и бригады, то можем сказать, что они занимали высокие должности.
Наградной лист командира пулеметного взвода гвардии лейтенанта Куана ДЕМЕШОВАМы сейчас говорим о тех немногих, кто достиг звания старшего офицера, но надо отметить, что 6 000 из 6 900 - это младший офицерский состав, командиры взводов и рот. Они в дни жестоких боёв не сидели в штабных блиндажах, а вместе с солдатами находились в окопах, на передовой. И опять же надо сказать о своего рода дискриминации, я имею в виду по линии награждения боевыми орденами и медалями. Если командиры батальонов, полков, видя героизм солдат и офицеров, не скупились на представления к наградам, то выше, на уровне дивизии и армии, эти наградные листы «срезали» и «урезали». Например, если казахский офицер был рекомендован к званию Героя Советского Союза или ордену Ленина, наверху уровень награды понижали до ордена Боевого Красного знамени», если рекомендован к ордену Отечественной войны І степени, то понижали до ІІ степени или до Красной звезды. Примерно четверть рекомендованных к ордену Красной звезды ограничили лишь медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Сагадат НУРМАГАМБЕТОВ и Билис Нурпейсов, которые дважды были представлены к званию Героя Советского Союза, так и не получили свою Золотую звезду. А Бауыржан МОМЫШУЛЫ, представленный к званию Героя Советского Союза в 1942 году, был удостоен его лишь посмертно, 11 декабря 1990 года...
Что касается непосредственно наших земляков. Вот копии наградного листа и приказа командира 9-й гвардейской стрелковой дивизии Бауыржана Момышулы о награждении орденом Красной звезды командира пулеметного взвода гвардии лейтенанта Куана ДЕМЕШОВА, который был 7 раз ранен в боях. Демешов был призван из тогдашней Гурьевской области.
ВО СНЕ И НАЯВУ
- Каким образом вы собирали информацию?
- В основном вел поиски в электронных архивах при Министерстве обороны РФ, направлял письма в военные комиссариаты, давал объявления через республиканские издания.
Я хочу рассказать о невероятных вещах, которые происходили со мной во время этой работы. В последние полгода в моих снах люди разговаривали со мной, называли свои имена и фамилии, и я посреди ночи вставал и записывал их. И когда начал искать их по интернету, оказалось правдой! Это Мажит ТУХСАИДОВ (Сталинабадская область, Таджикская ССР), Михаил Борисович ТУРУМБАЕВ (Куйбышевская область, РСФСР), Александр Николаевич АЙДАШЕВ (Саратовская область, РСФСР), Корабай Когентупов (Куйбышевская область, РСФСР). Как будто мне дают знаки духи умерших...
К большому сожалению, нет фотографий 90 процентов офицеров. А например, в архивах германского вермахта сохранились фото не только офицеров, но и рядовых солдат. Они были очень внимательны к таким вещам. Я написал письмо в Москву, запросил фотографии «своих» офицеров: оказалось, они не то что не сохранились - просто людей не снимали на фотоплёнку.
...По официальным данным, звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны получили 98 казахов. Я собираюсь заново всё проверить, потому что героев может оказаться больше.
Беседовала Айнур САПАРОВА
Те, кто хочет передать сведения о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, могут связаться с Ж. Доспановым по телефону 8 701 522 39 12 или отправить письмо на e-mail: AlGasyr@mail.ru.