С января 2015 года полностью отменяются плановые проверки бизнеса со стороны налоговых органов. Контроль над возможными нарушениями в сфере бизнеса будет производиться через систему управления рисками по принципу: нет нарушения закона – нет тотального контроля со стороны государства. Об этом было заявлено в ходе совместного брифинга представителей областной Палаты предпринимателей и Департамента государственных доходов по Атырауской области (бывший Налоговый департамент).
НЕ НАДО НАБИРАТЬ МНОГО БАЛЛОВ
Предприниматели с тревогой ждут 2015 года, в котором будет снят мораторий на проверки. По словам директора областного филиала НПП Асылбека ДЖАКИЕВА, посещаемость палаты предпринимателей именно с этим вопросом увеличилась на 64%.
- Деятельность объединенного министерства государственных доходов, куда вошли налоговый и таможенный комитет, а также финансовая полиция в части расследования экономических преступлений, будет направлена не на ужесточение, а напротив – на упрощение и облегчение работы отечественного бизнеса. Главной нашей задачей станет обеспечение платежей в бюджет, а уголовное преследование будет осуществляться как исключительная мера, - сообщил начальник областного департамента госдоходов Жаныбек НУРЖАНОВ.
Теперь о том, что собой представляет «система управления рисками». По словам Ж. Нуржанова, в период, когда проверки для МСБ были отменены, сотрудники налоговой службы были переориентированы на инвентаризацию и пополнение базы налогоплательщиков. В настоящее время работает специальное управление, которое разделило «проблемных» налогоплательщиков на категории: те, к которым есть вопросы, но которые могут устранить нарушения после уведомления; те, которых целесообразно подвергнуть документальной проверке. Речь идет о компаниях, по которым есть информация о наличии «серых» схем, подставные предприятия и др.
- Как действует система управления рисками?
- Для оценки рисков разработана балльная система по различным критериям. В частности, показатель соотношения уплаченных налогов к сумме дохода, частая смена местонахождения бизнеса, отсутствие начисления заработной платы работникам или низкая зарплата, что зачастую свидетельствует о том, что большая ее часть выдается в конвертах. Обращаем внимание на среднеотраслевой показатель доходности аналогичных предприятий, который сверяется с доходом налогоплательщика. Простейший пример: один ресторан может показывать маленький доход, в то время как 10 аналогичных показывают прибыль значительно больше. Если субъект бизнеса набрал много баллов, мы анализируем данные и после этого либо уведомляем, чтобы он самостоятельно устранил нарушения, либо проводим проверку.
По зарплате - сами работники должны быть заинтересованы в том, чтобы указывать реальный доход. Во-первых, это будущие пенсионные накопления. Во-вторых, к вам потом не возникнет вопросов, почему при годовом доходе в миллион тенге вы купили автомобиль за 5 миллионов.
- А если он копил эти деньги несколько лет?
- Он должен будет доказать легальность этих средств. Это мировая практика. Почему сегодня идет легализация? Потому, что за ней последует всеобщая декларация доходов.
БУДЕТ ЭЛЕКТРОННАЯ ОЧЕРЕДЬ
- На какой сегмент рынка направлена система оценки рисками?
- Преимущественно крупный и средний бизнес, но при достаточных оборотах может подпадать и малый бизнес. Мы не ставим первоочередной задачей проверку бутиков и магазинов. Наша деятельность направлена сегодня на борьбу с теневой экономикой – лжепредприятиями, вывозом денег из страны и т.д. В своём послании президент объявил, что ежегодно из Нацфонда на защиту экономики будет выделяться до 3 млрддолларов. И поручил нашему ведомству и Генпрокуратуре отслеживать, чтобы каждый тенге шел по назначению. Разумеется, это не говорит о том, что бизнес должен работать себе в убыток.
Помимо отмены проверок мы сейчас работаем над облегчением механизма уплаты налогов. С января 2015 года количество кодов в бюджетной классификации сократится на 60%. Вместо 5 кодов для уплаты корпоративного дохода останутся 2 (для нефтяных и иных предприятий). Сократятся коды по НДС и другим пунктам, чтобы у налогоплательщика было меньше рисков ошибиться.
- Наболевший вопрос: в здании налогового департамента узкие операционные залы с крохотными окошками, там постоянно возникают очереди.
- Да, это проблема. Сейчас мы решаем вопрос с финансированием и планируем до конца этого года установить там электронную очередь и зал ожидания. Прорабатываем вопрос об организации безбарьерного общения между сотрудниками и налогоплательщиками.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА