Атырау, 24 апреля 22:56
 ясноВ Атырау +21
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

Дело экс-акима. Мнения адвокатов после приговора

20 121 просмотр

Адвокат Юрий СЛИНЧЕНКО.Адвокат Юрий СЛИНЧЕНКО.Некоторые осужденные по делу «ОПГ Бергея РЫСКАЛИЕВА» намерены обжаловать свой приговор.

Об этом сразу по получении приговоров на руки заявили уже несколько адвокатов, защищавших подсудимых по этому громкому делу.

- Правосудие, которое свершилось при оглашении приговора, на мой взгляд, не коснулось ряда лиц, в том числе моего подзащитного Болата ДАУКЕНОВА. Приговор не сбалансирован, отмечаются своего рода «качели»: за аналогичные практически действия к одним осужденным применен очень мягкий подход и назначена мера наказания ниже низшего предела, а к другим по всей строгости предъявленных статей. Мы считаем, что обвинение в части руководства преступным сообществом (ст. 235-1 УК РК) не доказано, согласно той формулировке она даже не предъявлена Даукенову, - сказал адвокат Юрий СЛИНЧЕНКО. - Относительно хищения средств госфонда «Бизнес-Комек» - так же считаем это недоказанным, поскольку эти его действия можно рассматривать через призму других законов: умысла на хищение денежных средств не было.

- На что вы рассчитываете, обращаясь в апелляционную инстанцию?

- Мы хотим, чтобы были правильно расставлены юридические акценты. На сегодня, к сожалению, Даукенов рассматривается как правая рука Рыскалиева.

- Вы не согласны с этим определением?

- Не согласны. Да, первый заместитель, но 2-е лицо преступного сообщества - мягко говоря, такое определение не соответствует действительности и фактам, которыми располагает суд. Если бы суд руководствовался законом, подсудимые никак не могли рассматриваться как организованная преступная группа, с большой натяжкой причастных к незаконной приватизации можно было бы отнести к группе действовавших по предварительной договоренности. Неуместна формулировка «организованное преступное сообщество»: их действия определялись законами о государственном и местном самоуправлении, все они выполняли -  даже если незаконные - команды акима, то есть указания прямого руководителя.

- Как отреагировал ваш подзащитный на приговор?

- Безусловно, можно сказать, что мой подзащитный был шокирован. Статья 235 снята с большого числа подсудимых не потому, что они не совершали действий, в которых их обвиняли, а потому что на момент их совершения действовала другая редакция этой статьи, и они не преследовались законом. А в отношении нескольких лиц, к которым это обвинение осталось в силе, суд посчитал, что их преступные действия продолжились после введения этого изменения в закон, касающийся организованной преступности (новая редакция с изменением понятия «преступное сообщество» вступила в силу в декабре 2011 года).

Адвокат Игорь ВРАНЧЕВ.Адвокат Игорь ВРАНЧЕВ.Адвокат подсудимых Улана КУРАЛБАЕВА, Эдуарда ДУРМАНОВА, Александра КУЗЕМЫ и Гульмиры АЗБЕРГЕНОВОЙ Игорь ВРАНЧЕВ:

- В целом каких-либо претензий к ведению процесса судьей у нас нет. Совершенно удовлетворен как защитник приговором в отношении Азбергеновой, полностью оправданной по всем предъявленным обвинениям. Согласен в части оправдания всех моих подзащитных по статье 235 части 3. Но мы будем обжаловать приговор по Куралбаеву - суд переквалифицировал ранее предъявленное обвинение со ст. 176 ч. 4 на ст. 307 ч. 4, тогда как фактически в его действиях, возможно, имела место халатность (ст. 316). Кузема и Дурманов тоже воспользуются правом обжалования в апелляционном порядке, так как мы не согласны с признанием их виновными. Они не имели никакого отношения ни к хищениям, ни к пособничеству в совершении хищений.

- Воспользуется ли Азбергенова своим правом на возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности?

- Мы благодарны судье ДАУЛЕТОВОЙ за изменение меры пресечения для нее с СИЗО на домашний арест весной  нынешнего года. Гульмира Азбергенова была водворена в следственный изолятор 19 февраля 2013 года и находилась там до 14 марта 2014 года. С марта по день оглашения приговора ее свобода ограничивалась домашним арестом. Конечно, мы воспользуемся правом на возмещение вреда, нанесенного ей действиями правоохранительных органов.

ВОЗВРАТУ ПОДЛЕЖИТ 80,9 МЛРД

В какую сумму Азбергенова оценит почти 2 года несвободы, год пребывания в тюрьме, ущерб здоровью (в СИЗО она держала долгосрочную голодовку), расставание с семьей и прочие последствия этого процесса - пока неизвестно. Но уже оглашен список должников из числа осужденных. Адвокатский корпус пребывает в недоумении относительно сумм, которые суд постановил возместить: совокупная сумма предъявленного к взысканию в пользу государства ущерба составила порядка 80,9 млрд тенге. Напомню, что осенью 2012 года Агентство финансовой полиции оценило ущерб, нанесенный действиями ОПГ Рыскалиева в течение 6 лет, в 71 миллиард тенге. Спустя год следствие официально объявило о возвращении государству имущества на сумму 23,6 миллиарда тенге и снизило сумму ущерба до 42,1 млрд тенге. Как появилась в приговоре сумма, вдвое превышающая эти данные?

- Не имею представления, - говорит Игорь Вранчев. - В частности, скажу за своих подзащитных. В процессе судебного заседания нами были опровергнуты практически все доказательства обвинения по суммам хищений. Эксперты Центра судебной экспертизы в суде не смогли обосновать ни одного своего заключения. Более того, ими были допущены элементарные арифметические ошибки в подсчетах для материалов уголовного дела, причем речь шла о миллиардах. И это было выявлено ещё в ходе судебных заседаний. Поэтому практически всех шокировали объявленные суммы взысканий в пользу государства. Мы не знаем, откуда сложились эти громадные суммы, и какой именно ущерб они должны покрыть.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

19 ноября 2014, 09:25

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz