Об этом мы узнали из списка, опубликованного Казахстанской фондовой биржей. Не считая председателя и его двух замов, список состоит из более полусотни человек включая 11 управляющих директоров, 13 исполнительных директоров, 8 директоров дирекций, 18 директоров департаментов, трех руководителей служб, одного заместителя директора департаментов (там, очевидно, директора пока нет). Список, правда, на 31 декабря, так что там нет кое-каких назначений, состоявшихся в феврале.
Кстати, многие горячие головы упрекали ФНБ в том, что там на одного исполнителя три начальника приходится. Нет! Всего в фонде 205 человек. Начальников, как мы выяснили, что-то около 55, так что в среднем под каждым "бастыком" ходит аж по четыре исполнителя. Но самое главное, глядя на этот список, хочется воскликнуть: "Ба, знакомые все лица!"…
Управляющим директором – руководителем аппарата является Сакен Мусайбеков. Тот самый, что был вице-министром транспорта и коммуникаций до тех пор, пока его не освободил от этой должности премьер-министр, рассмотрев изложенные Генпрокуратурой факты нарушений законности. Формулировка: "За отсутствие должного контроля за качеством дорожного строительства и использованием бюджетных средств".
Но ведь это не показатель, правда? Есть же и другие управляющие директора. Такие, кому доверяют сразу на двух стульях сидеть.
Например, Болат Палымбетов одновременно и управляющий директор ФНБ "Самрук-Казына", и президент социально-предпринимательской корпорации "Каспий". Правда, ФНБ находится в Астане, а СПК – в Актау, но при современном развитии "Эйр Астаны", которая, кстати, на 51 процент принадлежит фонду, это не проблема.
Есть еще Айдан Карибжанов, который, будучи управляющим директором ФНБ, курирует вопросы корпоративного управления и стратегических инвестиций, а также – вот совпадение! – возглавляет ТОО "Самрук-инвест". То есть человек не просто в двух кабинетах сидит одновременно, но еще и сам себя курирует!
Нурлан Рахметов известен тем, что добровольно покинул пост председателя Налогового комитета. Теперь он "ведет" в ФНБ бюджетирование, экономический анализ, аудит, бухучет. Он привел с собой Марзию Бурангалиеву, которая финансистам подконтрольных нацкомпаний прожужжала все уши про то, что в госорганах люди работают за копейки, законы принимают, а "вы тут жируете!".
Молодой да ранний Болат Акчулаков, в свое время взлетевший из исполнительных директоров КМГ аж до вице-министра энергетики и минеральных ресурсов (через три ступеньки!), курирует, естественно, нефтегазовую отрасль и электроэнергетику. Между прочим, он занимался в МЭМРе продвижением Инициативы прозрачности и делал, видимо, это хорошо, потому что недавно в Дохе казахстанской делегации была вручена специальная награда. Правда, получал ее преемник Акчулакова на посту вице-министра – Асет Магауов.
В этой компании едва ли не единственный, кто не вызывает никаких вопросов – Улан Байжанов, которому достались самые сложные направления. Среди них горнорудные и промышленные активы. То есть ему предстоит понять, как ФНБ сможет участвовать в управлении ENRC и Казахмысом, где владеет 11,65% и 14,99% акций соответственно. Кроме того, он курирует вопросы, связанные с деятельностью СПК – структур, которые работают вне закона, потому что закон никак не могут принять. Да и вообще, что это за звери, понятно далеко не всем. Чтобы в этом разобраться, нужен светлый ум, системное мышление. Как раз такое, как у Улана Байжанова.
Есть любопытные фигуры и среди исполнительных директоров. Например, Бауржан Баймуханов, до последнего времени работавший вице-президентом Союза торгово-промышленных палат Республики Казахстан, который возглавляет Аблай Мырзахметов. В "Самрук-Казыну" они пришли почти одновременно – первый управляющим директором, второй – ответственным секретарем Общественно-консультативного совета, призванного "обеспечить конструктивный и независимый взгляд на работу фонда со стороны".
Про Гаянэ Африкян не читал только ленивый – была журналистом, моталась по "горячим точкам", работала в Косово и в Афганистане, в Гарварде получила степень магистра государственного управления. Училась у Майкла Портера и довольно давно помогает Казахстану выстраивать конкурентоспособность. Говорят, идея о вхождении Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран принадлежит ей. Не знаю. Я всегда считал, что это Келимбетов придумал.
Среди исполнительных директоров есть также Школьник Игорь Владимирович, очевидно, сын Владимира Сергеевича. В полезных для страны делах замечен не был. Не состоял, не привлекался…
Продолжая тему однофамильцев, не могу не отметить Дьяченко Олега Сергеевича, директора дирекции по региональному развитию. Увидел его фамилию и сразу вспомнил Сергея Александровича Дьяченко – вице-спикера мажилиса и заместителя председателя Ассамблеи народа Казахстана.
Короче, посмотрел я на всю эту компашку и понял: в надежных руках находится экономика нашей страны! И потому надо на них как можно быстрее всяких конкретных поручений навешать, чтобы как можно быстрее спросить.
Или разогнать их всех к чертовой бабушке! И тогда нехай живет "КазМунайГаз"!
Я же не против "КазМунайГаза". И даже совсем не против того, что там 500 человек работают в штате и еще человек 200 за штатом – на так называемом "аутсорсинге". Я просто за эффективность и экономию денежных средств.
Да еще – за простоту управления экономикой. А вы разве не за то же самое?..
…Знаете, что сделал первым делом Кайрат Келимбетов после его назначения председателем ФНБ "Самрук-Казына"? Выгнал президента КМГ Кабылдина из его кабинета на последнем этаже "элеватора"! Кабылдин выгнал из кабинета гендиректора "Казтрансгаза", и весь "Казтрансгаз" переехал ныне в арендованное здание.
Так что если понадобится, Келимбетов "сломает" КМГ. Потому что сильнее. А я – на стороне сильных! Вот почему не "Прощай, "Самрук-Казына", а "Прощай, "КазМунайГаз"!
Все можно сделать за месяц. Месяц, помяните мое слово!..
Автор - Данила ЮВАЧЕВ
Источник - «Мегаполис»
25 марта 2009, 00:00