15 октября на совещании в департаменте Агентства РК по защите прав потребителей перевозчики г. Атырау в очередной раз заявили о необходимости повышения тарифа на проезд в общественном транспорте. Напомним, тариф 50 тенге действует в «нефтяной столице» с 1 октября 2012 года.
По словам начальника сектора транспорта городского отдела ЖКХ Куаныша ИБРАГИМОВА, в Атырау действуют 30 автобусных маршрутов, на которых работают восемь компаний-перевозчиков. Львиная доля всех маршрутов и самые прибыльные из них принадлежат ТОО «АйсТранс Холдинг».
– Компания «АйсТранс Холдинг» на свои деньги приобрела 37 автобусов. Кроме того, она арендует 50 многоместных автобусов, приобретённых на бюджетные средства. Я считаю, население областного центра нормально обеспечено общественным транспортом. Ежедневно в рейсы выходят 269 автобусов. К нам в отдел поступает немало жалоб от горожан на те или иные недостатки – мы проводим проверки, направляем письма с требованием принять меры в отношении провинившихся работников компаний-перевозчиков, – сказал Ибрагимов.
Слово взял директор ТОО «АтырауТакси» Багит МЕНДЕШЕВ (на снимке):
– Я работаю в системе общественного транспорта г. Атырау с 1963 года. Наше ТОО «Атырау Такси» эксплуатирует маршрут №7. На его протяжении четыре железнодорожных переезда, 34 перекрёстка и 11 светофоров. Из-за периодического закрытия переездов мы ломаем график движения. Например, переезд в Стройконторе закрывается до пяти раз ежедневно.
Вторая проблема: значительная протяженность маршрута – 18,5 километра, на него уходит 55 минут. У перевозчиков катастрофически не хватает автобусов. Если в прошлом году в рейс выходило около 400 автобусов, то сейчас, по моим данным, осталось 138 исправных машин(как видим, цифра сильно разнится с озвученной Ибрагимовым.– М. С.).На моем маршруте из 24 автобусов осталось 11. Потому что нынешний тариф не оправдывает наши затраты. Мы провели расчёты: чтобы нам нормально существовать, нужно поднять тариф до 103 тенге.
Дело в том, что в этом году после девальвации тенге запчасти подорожали на 13%, шины – на 18%, аккумуляторы – на 13%. Кроме того, город не компенсирует 50% льготы для пенсионеров и бесплатный проезд школьников. Одна машина на нашем маршруте зарабатывает в среднем 11,5 тысячи тенге в день. В эту сумму закладываются затраты на бензин, запчасти, зарплату водителя и кондуктора. О модернизации подвижного состава и думать не приходится…
– Билеты раздаёте пассажирам?– вопрос от «АЖ».
– Мы взяли билеты в прошлом году, но какой в этом смысл?
Водители заключили со мной договоры. У них свои машины, кондукторы. Им не перед кем отчитываться: они платят мне только за аренду автобусного маршрута, а патент покупают в налоговом управлении – перед бюджетом они чисты.
Власти не имеют права заставлять нас работать себе в убыток. В городе льготников 64 тысячи человек. 70% из них ежедневно пользуются автобусами. Школьников 44 тысячи, они ездят на автобусах дважды в день. Есть законодательная норма, предусматривающая, что при подорожании горюче-смазочных материалов нужно поднимать тариф на проезд в общественном транспорте!
Последнюю фразу дружно одобрили присутствовавшие руководители компаний-перевозчиков Лариса УЛЬЧЕНКОВА (ТОО «Данияр и К», маршрут №53), Таргын ЕСЕНИЯЗОВ (ТОО «Ануарбек Транс», маршруты №58, 59) и Оразалы ДАУЛБАЕВ (ТОО «Айдын и К», маршруты №52, 54). Впрочем, ничего в этом плане перевозчикам обещано на совещании не было: тему как всегда замяли.
Зато начальник отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Асхат КЕНЖАЛИЕВ напомнил перевозчикам нормы действующего законодательства, и из его слов выходило, что эти нормы нарушаются сплошь и рядом.
– Вы не должны допускать сокращения работающего на маршруте подвижного состава – это ваше прямое обязательство, взятое на тендере. В противном случае договор эксплуатации автобусного маршрута со стороны горакимата должен быть расторгнут. Что касается билетов: вот тут говорилось, что они не нужны при наличии у водителей своего транспорта и патента. Но перевозчикам запрещено заключать договоры субподряда!– заявил он.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото автора