Узакбай КАРАБАЛИН.–заявил в своем интервью «АЖ» на прошедшей в рамках межгосударственного Форума выставке «Инновации в углеводородной сфере» первый вице-министр энергетики Узакбай КАРАБАЛИН.
«МЫ ДОЛЖНЫ ВЫРАВНИВАТЬ ЦЕНЫ С РОССИЕЙ»
– Дефицит ГСМ прекратится после того, когда будут реконструированы все три наших нефтеперерабатывающих завода. Заводы работают на полную мощь, реконструкция производится параллельно, без остановки. Она позволит, во-первых, увеличить объемы переработки – они обеспечат Казахстан нефтепродуктами полностью. Во-вторых, реконструкция направлена на повышение качества и обеспечение выпуска нефтепродуктов стандартов Евро-4 и Евро-5.
– Когда это произойдёт?
– В 2016 году ожидаем завершения реконструкции – значит, с 2017 года. До того проблему дефицита будем решать, как решали уже много лет: около 30 процентов топлива мы получаем по договоренности из России. У нас есть межправительственные договоренности, индикативный баланс, по которому мы имеем возможность получать беспошлинно около миллиона тонн и больше полумиллиона тонн дизтоплива. Но в этом году произошли несколько аварий на заводах России, включая Ачинский, который сейчас уже запускается, но на тот период объёмы выработки снизились. Это пришлось на июль-август-сентябрь. Вот этот дефицит совпал с большими объёмами расходов на уборочные работы в сельском хозяйстве; кроме того, российские поставщики не смогли нас обеспечить в тех объёмах, по которым у нас были договоренности. Сегодня ситуация нормализуется, поступления уже идут, думаю, во второй половине октября этот вопрос мы решим.
– Вы сказали, что 30 процентов от потребности топлива мы покупаем в России, стоимость на бензин в которой значительно выше, чем у нас (бензин 92 марки стоит в РФ 150-160 тенге). Значит ли это, что цена на наш бензин тоже начнет «догонять» соседские?
– А вы как думаете, если мы берем у России 30 процентов наших потребностей дорого, а здесь продаем дешево, что будет в будущем? Я думаю, мы должны как-то выравнивать свои цены.
– До уровня российских?
– Или Россия до уровня наших.
– Но это вряд ли.
– Ну почему, мы же в союзе (Таможенном), сейчас будем интегрироваться и приближаться друг к другу…
– То есть вы считаете, что повышение неизбежно?
– Я думаю, со временем должно быть повышение цен. Вам известно, что самая низкая цена на бензин в ближнем и дальнем окружении 30-40 стран – у нас? И сегодня Казахстан является дешевой автозаправочной станцией для евразийского пространства, потому что идут очень большие объемы грузопотока, и все стараются на последней капле добраться до границы Казахстана, заправиться здесь полностью и выходить уже с полными баками. А вы знаете, что эти большие фуры заправляются до тонны? Сегодня НК «Казмунайгаз» по поручению правительства покупает где может бензин и продает здесь дешевле, себе в убыток. Но как долго можно работать в таком режиме – вопрос.
– После уборочной дефицит спадет?
– Да, конечно, особенно по дизтопливу.
(Между тем всего несколько дней назад в интервью другому изданию Карабалин утверждал, что подорожания бензина «в стране не ожидается, так как правительство высказало свое несогласие». Похоже, правительство артачилось недолго.)
«НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ЗА МАРЖЕРИ»
– В одном из своих публичных выступлений вы упоминали о санкциях, предусмотренных СРП по Кашагану в отношении виновника в срыве начала коммерческой добычи нефти.
– Если после 1 октября 2013 года подрядчик (скорее всего, вице-министр подразумевает Северо-Каспийский консорциум. – З. Б.) не успел обеспечить коммерческую добычу, в дальнейшем все работы по достижению коммерческой добычи станут невозмещаемыми расходами (то есть государство не будет возмещать эти расходы за счет добычи нефти. – З. Б.). Поэтому все работы, которые ведутся сейчас, невозмещаемы. Подрядчик должен возмещать эти работы из своего кармана.
(Напомним, ответственный за этот этап работ, или т. н. первую фазу – агент «Аджип ККО». Значит ли это, что затраты лягут на плечи итальянцев, поскольку и генеральный подрядчик, укладывавший злополучные трубы, компания « Сайпем», тоже из Италии? Одна из кашаганских тайн на сегодня – кто ответит за низкое качество сварных работ. Как уже признал официально консорциум, более 90% утечек произошли именно из межтрубных швов. Но имени того, кто отвечал за этот блок работ, не называет никто. Вице-министр энергетики тоже предпочел уйти от прямого ответа на вопрос об исполнителе сварных работ.)
– То есть подрядчик будет возмещать эти 200 км трубопровода из своего кармана?
– Да, однозначно. Все затраты, включая трубопроводы, невозмещаемы.
– Кто этот подрядчик? Трубопроводы оказались несоответствующими той нагрузке, которая на них легла. Кто ответственен за это, будут ли к виновнику применены санкции из-за срыва сроков начала добычи, упущенных выгод?
– Подрядчик отвечает перед консорциумом, а консорциум перед нами.
– Подрядчик или субподрядчик?
– Да, субподрядчик.
– Не так давно вы называли сроки начала коммерческой добычи – 2016 год. Но глава одного из агентов консорциума, французской компании Total сказал в интервью французскому журналисту, что это случится не ранее 2017 года.
– Не могу сказать за Маржери (генеральный директор концерна Тоталь Кристоф Маржери), я ориентируюсь на то, что говорит нам консорциум как представителям государства. Мы обозначили 16-й год.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА