Атырау, 25 апреля 17:04
 ясноВ Атырау +21
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

В чей карман идут нефтяные доходы?

7 882 просмотра

В пятницу, 29 августа, Общественные объединения Атырау провели круглый стол на тему «Рекомендации по решению социальных,  правовых, экологических  вопросов Прикаспийского региона для привлечения общества  к проблемам регионального  Устойчивого Развития и ИПДО (Инициатива прозрачности добывающих отраслей) на поствалидационный период».

Несмотря на длинное и непонятное название темы обсуждались вполне конкретные проблемы: это наше право на информацию, включая данные о нефтедоходах, уровень информированности и правовой грамотности населения. Участвовали организации Атырауской и Мангистауской областей: ОО «Аялы Орта» (координатор данного проекта), «Каспий Табигаты», «Демос», «Мегаполис», ОФ «Актау Даусы», «Заман».

В ЧЕЙ КАРМАН ИДУТ ДОХОДЫ?

Напомним, ИПДО была инициирована Тони БЛЭРОМ в 2002 года на саммите по устойчивому развитию в Йоханесбурге и представляет собой мировой стандарт, способствующий обеспечению прозрачности доходов от нефте-, газо- и горнодобывающей отраслей промышленности. В 2013 году  Казахстан стал страной-последователем ИПДО и прошел валидацию (т. е. как бы проверку на соответствие критериям ИПДО).

В июне 2013 г. Европарламент принял директивы прозрачности и отчетности Евросоюза, которые обязывают все компании  добывающей отрасли публиковать свои выплаты по странам и проектам индивидуально, – говорит председатель «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ. – К этим инициативам также присоединился ряд стран Африки и Азии. В марте 2014 года США первой среди стран «Большой восьмерки» (G-8) получила статус страны-кандидата ИПДО, став 41-ой страной мира, желающей улучшить свое управление в добывающей отрасли. Прошли международные конференции в Астане, Актау, Алматы, а также встреча казахстанских НПО с международными директорами ИПДО. И именно тогда прозвучали  призывы региональных  НПО воплощать идеи ИПДО непосредственно в добывающих регионах страны, иначе местное население по-прежнему будет равнодушно к идеям и деятельности  Инициативы прозрачности.

По словам Хакимова, сейчас в ИПДО разрабатывается новый проект – по бенефициарному праву, т. е. о раскрытии информации о реальных владельцах добывающих компаний, в чей карман идет прибыль от нефти. По этому поводу на сайте EITI/ИПДО говорится следующее: «Во многих случаях личности реальных владельцев компаний, которые приобрели права на добычу нефти, газа и полезных ископаемых, неизвестны, и часто скрыты за цепочкой юридических лиц. Эта непрозрачность может способствовать коррупции, отмыванию денег и уклонению от уплаты налогов в добывающем секторе.

12 стран ИПДО – Буркина-Фасо, Демократическая Республика Конго, Гондурас, Ирак, Кыргызская Республика, Либерия, Нигер, Нигерия, Таджикистан, Танзания, Тринидад & Тобаго и Замбия подписали пробный проект о раскрытии информации о реальных владельцах добывающих компаний, работающих в этих странах. Пробный проект продлится до конца 2015 года».

Председатель ОО «Демос» Тогжан КИЗАТОВА:

К сожалению, Казахстан пока ещё не присоединился к этому списку. В любом случае в 2016 году это будет обязательным условием для всех стран, присоединившихся к ИПДО, и Казахстан возьмёт на себя обязанность раскрывать всех конечных владельцев добывающих компаний, а то у нас много ТОО, которые добывают нефть, а кто за ними стоит, никто не знает.

Председатель ОО «Заман» Асель НУРГАЗИЕВА пояснила правовые моменты:

В своё время, в 2011 году наша организация начала проект по раскрытию контрактов в добывающей промышленности. Но проект не завершен в связи с тем, что я долгое время занималась проблемами  Жанаозена. Между тем, мало кто знает, что в Законе о недрах и недропользовании речь идет о невыдаче лицензии иностранным компаниям, если страна их происхождения не присоединилась к ИПДО. Как видим, раскрытие отчетности – мера почти принудительная.

НЕ ХОТИТЕ ЗНАТЬ – КОРМИТЕ КОРРУПЦИОНЕРОВ

Общественные организации на встрече были обеспокоены правовой безграмотностью населения.

Возьмём Курык – большой промышленный регион в Магистауской области, там строится огромный порт, нефтегазопровод, но люди там жалуются, что их не берут на работу, –говорит Хакимов. Мы им объясняем, что перед началом любого проекта проводятся общественные слушания, именно на этой стадии нужно обговаривать и ставить свои условия, например, о 100%-м обеспечении местного населения рабочими местами. В Кульсары народ в этом смысле более подкован. В названии нашего проекта есть слово «рекомендации». Но у нас нет готовых рекомендаций. Мы собираем мнения людей. Это черновая работа, все итоги мы хотим подвести на конференции 24 сентября т. г. Затем через областных и республиканских депутатов довести наши рекомендации (в виде поправок к существующим законам) до госорганов.

Смысл проекта также пояснила Т. Кизатова:

Не нужно, чтобы где-то на селе знали, что означает аббревиатура ИПДО, главное чтобы народ понимал смысл. А он в том, что население имеет право знать и контролировать, как расходуются средства нефтедобывающей отрасли. Говоря про социальные проекты, мы говорим, что где-то на селе что-то строится, но люди там не знают, что они имеют право запрашивать информацию о строящемся проекте, знать о том, какие компании будут участвовать в строительстве, сколько денег уйдет на строительство. Смысл нашего проекта дальнейшее информирование населения о его правах, мы хотим активизировать людей, чтобы они активнее задавали вопросы и обращались с запросами к нефтедобывающим компаниям, в госорганы. С этой целью мы провели собрания в Курыке (Мангистауская область), Актау, Кульсары.

ОО «Северо-Каспийский пресс-клуб» Артур ШАХНАЗАРЯН:

Бюджет Атырауской области дает стране более 2 трлн тенге, из которых 7% (110-120 млрд тенге) остается у нас. Добавим сюда 50 млн. долларов от нефтедобывающих компаний, которые ежегодно расходуются на социально-инвестиционные проекты (СИП): 25 млн от ТШО, 10-12 млн от компаний-участниц Северо-Каспийского проекта, остальные от КТК и т. д. Чтобы обеспечить прозрачность и целесообразность расходования СИПов, мы хотим создать трехсторонний Совет (госорганы, нефтедобывающие компании и НПО) по социальным инвестициям. Мы много раз слышали, что строят ненужные объекты. Например, в Кульсары на отдаленном пустыре построили школу, думая, что там в будущем будет поселок для оралманов, а когда льготы для оралманов отменили, дорогостоящая школа оказалась бесполезной, местные дети из-за отдаленности не могут там учиться. В конце концов, школу отдали под КТГ. Чтобы такого не было, нужен контроль общества за проектами.

Мы проводили мониторинг СИПов Казмунайгаза, ведь нацкомпания также наравне с NCOC реализует Кашаганский проект. И выяснилось, что там был подготовлен ряд неэффективных проектов. И тогда мы выступили с идеей создания такого Совета.

По словам общественников, в будущем планируется создание веб-сайта, где будет публиковаться информация по СИПам: какие проекты реализуют нефтедобывающие компании в разрезе областей.

Население должно вести себя, как сторожевой пес, охранять свои природные богатства, –резюмировал встречу Хакимов. Но население ничего не знает, люди не знают даже бюджета своего района. Незнание рождает равнодушие, которое, в свою очередь, порождает коррупцию.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

Фото автора

2 сентября 2014, 11:24

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz