Фотоколлаж А.Денисова.Неизвестно, что происходит на Кашагане и Карабатане сейчас, после аварии на трубопроводе и остановки добычи нефти. На запросы редакции пресс-служба NCOC не отвечает. Из неофициальных источников нам стало известно, что на островах A и D, на двух скважинах недавно закончились ремонтные работы.
Всего на Кашагане пробурено в общей сложности около 400 буровых скважин. С началом первой добычи нефти (11 сентября 2013 года) были расконсервированы только две из них – по одной на островах A и D. Как сообщают источники, это был скорее профилактический ремонт.
ХРОНОЛОГИЯ АВАРИЙ
Напомним хронологию утечек, приведших к полной остановке добычи нефти на Кашагане.
25 августа 2013 г. во время испытательных работ трубопроводов и установок морского комплекса и оборудования завода «Болашак» произошла утечка из клапана на участке сепарации нефти и газа. К счастью, испытание проводилось очищенным от сероводорода макатским газом.
11 сентября 2013 г. началась добыча на Кашагане.
24 сентября 2013 г. во время очередной проверки наземного газопровода было обнаружено (из пресс-релиза NCOC) «небольшое наличие газа в воздухе на расстоянии примерно 2 км от завода «Болашак». Газовые сигналы тревоги на заводе не были активированы, угрозы для персонала нет».
Как стало известно позже, в результате этой утечки остаточный газ был сожжен на факельных установках наземного и морского комплексов месторождения «Кашаган». Всего в этот день было сожжено 700 тысяч куб. м. высокосернистого газа. По данному факту департамент экологии по Атырауской области начал внеплановую проверку деятельности Консорциума, инициированную, кстати, ДКНБ. В письме ведомство национальной безопасности просило произвести проверку по трем фактам: разливу флюида 12 сентября 2013 года, утечке сероводорода 24 сентября 2013 года и утечке сероводорода 9 октября 2013 года.
6 октября 2013 г. возобновилась добыча на Кашагане.
9 октября2013 г. произошел технический сбой на производственных объектах острова D. Добыча нефти приостановлена. «Подобные незначительные инциденты характерны для процесса запуска в эксплуатацию комплексных, технологически сложных объектов», –сообщила пресс-служба NCOC.
14 и 16 октября 2013 г. при выявлении возможных дефектов на других участках газопровода были обнаружены еще 4 утечки в сварных швах.
На Agip KСO и NCOC был наложен экологический штраф в размере 134 млрд тенге. Консорциум объявил о полной замене газопровода и нефтепровода и сообщил о вынужденном простое как минимум на 2 года.
Всего на Кашагане успели добыть 320 000 баррелей нефти.
12,9% ПИШЕМ, 16% - В УМЕ?
Все беды Кашагана начались на газопроводе. Как известно, его строительство было начато 11 августа 2005 года и завершено 25 мая 2012 года. Общая протяженность 95 км (66 км по дну моря, 29 – по суше), диаметр труб – 70 см. Согласно заключению государственной экологической экспертизы министерства охраны окружающей среды от 22 июня 2005 года на «Проект обустройства объектов опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган. Промысловые трубопроводы. ОВОС (наземная часть)», газопровод предназначался для транспортировки дегидрированного высокосернистого газа с содержанием сероводорода до 12,9%. Однако содержание сероводорода в попутном кашаганском газе по факту составляет 16%. Почему, несмотря на эти разногласия в цифрах, МООС в свое время пропустил этот проект, остается загадкой.
ПО ВСЕМ ШВАМ
Как сообщала «АЖ» пресс-служба NCOC, трубные секции поставлялись двумя японскими компаниями: Sumitomo и JFE. Работы по укладке и сварке трубопровода проводила компания Saipem (генподрядчик). Как показали результаты обследования, почти все трещины находились на сварных швах.
После инцидентов с утечками в ноябре 2013 года на Карабатане начались ремонтные работы, которые проводил Sicim совместно с KCOI (Kazakhstan Caspian Offshore Industries). Обе итальянские компании занимались резкой труб, шлифовкой и сваркой. Турецкая компания Kazen проводила радиографические работы.
Очевидцы утверждают, что когда газопровод резали на куски, разделенные сегменты труб отскакивали друг от друга чуть ли не на метр, и что это очевидным образом говорит о том, что швы были чрезмерно напряжены. Так что речь может идти о серьезных нарушениях технологии сварки.
Итак, попытки отремонтировать газопровод не привели к желаемому результату, пришлось его демонтировать. При этом общественности неизвестно, какая часть труб демонтирована – наземная или морская.
ЗА СВОЙ СЧЕТ И ПО 30 МЛН СВЕРХУ
Кашаганский трубопровод – это не водопроводная труба в переулке Жилгородка. Полная его замена и остановка добычи на 2 года влекут огромные по масштабам последствия. Но не названо имя виновника позорного провала, никто ни в правительстве, ни в Консорциуме не наказан. Никто не знает, кто осуществлял госприемку газопровода.
Хорошо еще, что в начале августа министр нефти и газа Узакбай КАРАБАЛИН успокоил казахстанцев: «Договорами, которые были заключены дополнениями 2012 года, за каждый квартал задержки в достижении Кашаганской коммерческой добычи подрядчик должен уплачивать государству $30 млн». Он еще раз подтвердил: все работы, связанные с укладкой трубопровода, пуском месторождения вплоть до начала добычи являются невозмещаемыми и осуществляются за счет подрядчика, а не за счет добываемой нефти.
Сауле ТАСБУЛАТОВА