Завершена работа специальной комиссии по выявлению причин крушения пассажирского поезда №041Т «Алматы – Атырау», произошедшего 19 апреля этого года. Предъявлены обвинения двум сотрудникам Атырауской дистанции пути.
Уголовное дело по ч. 1 ст. 295 УК РК («Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека»), возбужденное сразу после крушения Главной транспортной прокуратурой РК, завершено и передано в Кызылкогинский районный суд (катастрофа произошла на территории Кызылкогинского района Атырауской области).
Главная транспортная прокуратура распространила пресс-релиз, где указано, что в качестве обвиняемых по делу привлечены начальник участка «Укрупненной Атырауской дистанции пути» Ж. (непосредственно проводил ремонтные работы) и заместитель начальника дистанции Н. (ответственный за состояние путей и проведение текущего ремонта).
Напомним, авария произошла в 16 часов 55 минут между разъездами Жантерек и Кенбай. На полном ходу сошли с рельсов 13 вагонов (из них 7 упали на бок). В поезде ехали более 600 человек, пострадали около 70. 14 из них были госпитализированы, в том числе у двоих нанесённый здоровью ущерб квалифицирован как «средний».
Поначалу рассматривались две основные версии - ненадлежащее состояние железнодорожных путей и ошибка машиниста тепловоза (рельсы на этом участке изгибаются дугой). Следствием было установлено, что все вагоны находились в исправном состоянии, в 2013 году прошли плановый ремонт, а в 2014-м - техническое обслуживание на специализированных предприятиях. Предрейсовое техническое обслуживание состава производилось работниками Атырауского участка «АО «Вагонсервис», замечаний предъявлено не было.
В пресс-релизе транспортной прокуратуры говорится также, что «после крушения комиссией с участием ревизоров Актюбинского и Атырауского участка, представителей АО “Вагон-Сервис”, “РемПВ-2” осмотрены механизмы и узлы вагонов, отклонений от норм не выявлено. Действия машиниста и его помощника по применению экстренного торможения являются правильными и соответствуют ведомственной инструкции. Причиной крушения пассажирского поезда явилось внезапное искривлениежелезнодорожного пути, которое было обусловлено проведением накануне некачественного, с нарушением действующих инструкций, текущего ремонта на данном участке».
К такому же выводу еще в мае пришли комиссия АО «НК “Казахстан темир жолы”» и специалисты министерства транспорта и коммуникаций. По заключению ведомственной комиссии, искривление железнодорожного пути возникло «в результате некачественной сварки рельсовой плети на участке Сагиз – Макат».
Следствием в свою очередь были привлечены эксперты, результатов экспертизы ждали два месяца, и они подтвердили выдвинутую сразу после крушения как одну из основных версию неисправности путей. Между тем в тот же день двумя часами ранее участок с «внезапной» кривизной благополучно прошел скоростной поезд «Тальго».
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА