Употребление в пищу насекомых еще долго будет экзотикой. Зато разведение личинок мух как источника кормового белка для скота имеет, похоже, неплохие перспективы, пишет Deutsche Welle.
Согласно прогнозам экспертов, к 2050 году численность населения земного шара достигнет 9 миллиардов человек, что приведет к росту потребления мяса и рыбы на 70 процентов по сравнению с нынешним уровнем. Понятно, что обеспечить население планеты этими продуктами будет отнюдь непросто. Главная трудность связана с дефицитом применяемых в животноводстве, птицеводстве и рыбоводстве кормов - прежде всего, богатых белком. Такие корма производят, в основном, из зернобобовых культур и из рыбной муки, однако их едва хватает уже сегодня. Совершенно очевидно, что кормовой отрасли не обойтись без новых источников белка.
К наиболее перспективным источникам такого рода, по мнению многих экспертов, относятся насекомые. Нидерландский энтомолог Арнолд ван-Хёйс (Arnold van Huis), профессор Вагенингенского университета и консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, говорит: "Перед пищевой промышленностью встает угроза дефицита рыбной муки вследствие чрезмерного вылова рыбы, ведущего к истощению ресурсов мирового океана. Между тем, рыбная мука является важнейшим компонентом корма и для кур, и для свиней, и для рыб. Но она неуклонно дорожает, поэтому производители кормов ищут альтернативу. Так вот, насекомые - прекрасный источник белков".
Саранча, сверчок, мучной червь и прочие деликатесы
Конечно, во многих регионах мира насекомые, так сказать, в чистом виде, традиционно входят в рацион питания местного населения. Разнообразные блюда из кузнечиков, сверчков или мучных червей вам предложат и в Юго-Восточной Азии, и в Африке, и в Центральной и Латинской Америке, и в Австралии. Даже в странах западной культуры, где энтомофагия - так научно именуется поедание насекомых - распространения не получила, каждый человек за свою жизнь, если верить Википедии, случайно проглатывает с растительной пищей в среднем более 300 граммов насекомых - и прекрасно себя чувствует, то есть никаких негативных последствий это для него не имеет.
Профессор ван-Хёйс давно указывает на огромное преимущество саранчи в качестве пищевого продукта перед крупным рогатым скотом: для производства одного килограмма белка саранче хватает двух килограммов растительной пищи, а корове нужно десять килограммов. При этом саранча, в отличие от коровы, не производит парниковых газов, а ее разведение не требует антибиотиков. И в жареном виде она очень вкусна, уверяют знатоки…
Комнатная муха и черная львинка - на корм скоту
Но на прошедшей в середине мая в Вагенингене в Нидерландах конференции "Насекомые прокормят мир" ("Insects to Feed the World") главной темой стало все же не внедрение саранчи в повседневный рацион европейцев, а совсем другая - и, судя по всему, на сегодняшний день более многообещающая - концепция. Речь шла о том, что рыбную муку с успехом могли бы заменить высушенные и перемолотые личинки мух.
Наиболее перспективными в этом плане считаются два вида - обычная комнатная муха (Musca domestica) и черная львинка (Hermetia illucens). Профессор ван-Хёйс, один из инициаторов и устроителей конференции, поясняет: "Черную львинку фаворизируют сразу несколько групп исследователей, поскольку ее личинки отлично развиваются практически на любых органических отходах. Это очень важное и ценное свойство. Ведь в мире примерно треть всех производимых человечеством сельскохозяйственных продуктов выбрасывается, идет в отходы. Если на этих отходах разводить насекомых, это даст ценный, богатый белками, продукт".
Бермуды и Маврикий на самообеспечении
Когда-то такой хозяйственный круговорот ценных питательных веществ был нормой - скажем, свиней откармливали кухонными отходами. Это давало двойную выгоду: не надо было заботиться ни о поставке кормов, ни об утилизации отходов.
Разведение личинок мух как источника кормовых белков может в известной мере возродить этот круговорот, считает один из участников конференции Дэвид Дру (David Drew), глава фирмы AgriProtein в Кейптауне, ЮАР, и основатель инициативы BioCycle. "Взять, скажем, Бермудские острова или остров Маврикий, с которыми мы сейчас ведем переговоры. Они сделали ставку на состоятельных туристов, поэтому там постоянно имеется огромное количество пищевых отходов, и в то же время они вынуждены за немалые деньги импортировать корма, - приводит пример ученый. - Разведение личинок черной львинки на кухонных отбросах и остатках блюд всех этих замечательных ресторанов позволило бы получить достаточно высококалорийного корма для местного скота. Который, в свою очередь, пошел бы на бифштексы и отбивные для завтрашних туристов".
Главная трудность - законодательство
Такие фабрики по разведению личинок черной львинки занимают небольшую площадь и характеризуются высокой производительностью. Продолжительность жизни одного поколения личинок составляет около трех недель, за это время личинка прибавляет в весе более чем в 1000 раз. В высушенном виде она состоит на 60 процентов из белка и на 10 процентов из жира. За год на одном гектаре насекомые дадут в 150 раз больше белка, чем, скажем, соевые бобы. "Мы сами называем себя крупнейшей фермой в мире, - говорит Дэвид Дру. - Конечно, тут имеется в виду не площадь, ведь наша фабрика занимает всего 8500 квадратных метров. Но у нас там 1,5 миллиарда личинок. А на новой фабрике, которую мы запустим в следующем году, их будет уже 8,5 миллиардов".
К 2020 году предприниматель намерен построить еще 10 таких фабрик в разных странах, включая европейские. Но тут есть трудности формального характера, подчеркивает профессор ван-Хёйс: "Главная проблема сейчас - это законодательство. Так, в Евросоюзе после эпидемии коровьего бешенства было резко ограничено использование кормов животного происхождения. Единственное исключение - рыбная мука. О насекомых как источнике кормового белка никто не подумал".
Сейчас в Еврокомиссии планируется пересмотр соответствующих нормативных документов. В рыбоводстве использовать насекомых уже разрешено.
Источник: Deutsche Welle