Атырау, 21 декабря 16:07
 ясноВ Атырау -1
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

Революция для инвесторов?

7 725 просмотров

Правительство РК разработало ряд мер по улучшению инвестиционного климата для иностранных компаний. «АЖ» поинтересовался у экспертов, насколько это выгодно для нашей страны?

Напомним, во вторник на пресс-конференции в Астане министр экономики и бюджетного планирования РК Ерболат ДОСАЕВ сообщил о мерах, направленных на создание благоприятных условий для иностранного бизнеса, в их числе: субсидирование части затрат на энергоносители и транспортировку продукции, предоставление прав инвесторам на привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и еще на один год после ввода объекта в эксплуатацию, освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога на 10 лет и др.

Для нас слово «инвестор» синоним слова «нефть». Мы привыкли, что иностранцы вкладываются только в сырьевую экономику, выкачивая львиную долю сырья за пределы страны и имея от этого огромную прибыль. На примере Кашагана, где льготы засекречены в условиях СРП (закрытом для общественности документе), или Тенгиза, имеющего преференции по налогам на экспорт нефти и нефтепродуктов, мы видим, что создаваемые условия выгодны пока только одной стороне. Увы, не нам. Будут ли теперь строиться заводы и фабрики, или же все льготами в очередной раз воспользуются только добывающие компании?

МЕРЫ СО ЗНАКОМ ПЛЮС

Экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ (Алматы):

– Все меры хорошие. Правда, такие меры создают ситуацию, когда иностранным инвестором быть выгоднее, чем отечественным. Думаю, аналогичные меры необходимо создать и для них.

– Помнится, в свое время Минтруда ужесточило политику квотирования иностранной рабочей силы. Не получается ли противоречие?

– Да, ужесточали. Это вообще был общий тренд в государстве, когда проблемы решаются через ужесточение, а не через создание условий. Что на самом деле еще больше усугубляло проблему. Будем надеяться, что теперь тренд поменяется.

Все предложенные меры отражают масштаб сложившихся проблем. Долгие годы существовали условия, когда инвестору было просто невыгодно приходить в несырьевой сектор, и он шел лишь в сырьевой, рентабельность которого позволяла терпеть всю нашу коррупцию, бюрократию и т.д. Теперь же, когда имидж уже сложился, чтобы переубедить, фактически надо предложить радикальные меры, что в принципе и было сделано.

На бюджете это отразится лишь плюсом, так как повысится занятость, запустятся новые проекты, увеличатся налоговые поступления, ибо есть еще НДС и налоги с зарплаты, увеличится приток валюты. В целом, все эти меры правильные. Но надо, чтобы и отечественные инвесторы получили такие же льготные условия.

– Условия улучшены, в том числе и для иностранных инвесторов в добывающем секторе, к примеру, подрядчиков и субподрядчиков, желающих работать на Кашагане?

– Скорее всего, да. Но только для проектов, которые предполагают ввод в эксплуатацию производственных объектов, а не куплю-продажу товаров и услуг. Думаю, все детали будут ясны, когда будет опубликован законопроект 1 июня.

ИНВЕСТИЦИИ ПРОТИВ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Экономист Петр СВОИК:

– Хорошо бы, чтобы все эти льготы подразумевались по отношению к каким-то целевым инвестициям, а не в целом по иностранным инвестициям. Если брать иностранные инвестиции в том виде, каком они сейчас сложились, то дополнительные льготы вызывают вопрос: а зачем они нужны?

Как сказал Досаев в своем отчёте, за все рыночные годы (а не с 2005 года, как ошибочно утверждает министр) в Казахстан вложено, если округлить, 180 млрд долларов прямых иностранных инвестиций.

При этом на первом месте стоит – и это совершенно поразительно и неприлично – геологоразведка, то есть только в геологоразведку инвестировали почти 70 млрд долларов, едва ли не половину всех инвестиций, на втором месте, около 20 млрд долларов, – собственно нефтедобыча, горнорудное дело и металлургия. Все это экспортно-сырьевой сектор и инвестиции в него, конечно, закрепили сырьевую направленность экономики, чему вряд ли стоит радоваться.

За экспортно-сырьевой отраслью следует другой пакет иностранных инвестиций, который тоже не столько радует, сколько огорчает: это торговля и финансовая деятельность. В общей сложности они дают около 30 млрд долларов. Вся наша внутренняя торговля построена на импорте, то же самое касается и финансовой деятельности, поскольку национального базового кредитования Нацбанк не осуществляет. Получается, что весь финансовый процесс, как в инвестициях, так и в кредитном смысле, имеет внешнее происхождение.

Теперь суммируем. Львиная доля инвестиций направлена в разведку недр, на втором месте стимулирование добычи сырья на экспорт и на третьем – стимулирование использования внешних финансовых ресурсов и импортных товаров.

То есть иностранное инвестирование в основной своей массе прямиком нацелено ровно на то, с чем совершенно безуспешно пытается бороться программа ФИИР.

Эти прямые иностранные инвестиции, которыми так гордится правительство, и которые сюда заманивают и пытаются еще больше стимулировать. Они как раз работают против целей национального развития. На фоне десятков миллиардов долларов иностранных инвестиций остальные отрасли экономики внутри страны инвестируются просто мизерно. В электроснабжение вложено около 1,5 млрд тенге, в пищевую промышленность, включая табак и не очень полезные напитки – в районе 1 млрд тенге. В сельское, лесное и рыбное хозяйство и экологию в целом инвестировано из-за рубежа 139 млн. долларов за все рыночные годы.

А что с прямых иностранных инвестиций имеет страна?

Отдача в национальную экономику. По сырьевикам: через трансфер из Нацфонда в бюджет  поступило чуть больше 1,6 трлн тенге. Считается, что сырьевики, с точки зрения доходной части, имеют самую большую величину, но если посмотреть на все остальные налоги, то не сырьевой сектор имеет гораздо большую налоговую нагрузку. Налоги от экспортно-сырьевого сектора составляют в районе 1,9 трлн тенге,  а вот совокупность всех налогов не сырьевой экономики, примерно, 5,5 трлн тенге. В бюджете доля сырьевиков где-то 25%, а их доля в ВВП больше 40%.

Ну и, наконец, шокирующее сравнение: если мы к отчёту о притоке иностранных инвестиций по годам, начиная с 2005 года, добавим, точно также по годам, строчку: инвестиции, доходы к выплате (то, что инвесторы официально вывозят из страны) и попробуем построить график обеих этих кривых, то увидим, что они наглым образом накладываются друг на друга. Получается, сколько ввезли в страну, столько и вывезли. Но если учесть, что и до 2005 года кое-что вывозилось, то получается, что вывоз доходов на иностранные инвестиции заведомо превышает ввоз новых. Поэтому можно смело говорить, что на те 180 млрд долларов прямых иностранных инвестиций вывезено доходов на 200 млрд.

Поэтому, ни сырьевиков, ни торговцев иностранными товарами, ни финансовый сектор больше не стоило стимулировать инвестициями, а, наоборот, самым серьёзным образом стоило задуматься о создании таких механизмов, пусть с помощью кнута и пряника, которые бы перенаправили доходы на сырьевые иностранные инвестиции на их реинвестирование внутри Казахстана в не сырьевые сектора.

И ещё одна наглядная картина. График по иностранным инвестициям относительно приличен по отношению к графику по внешним заимствованиям. С 2005 года внешний долг Казахстана вырос до величины 150 млрд долларов. Обслуживание долга с 2005 года нам обошлось в районе 270 млрд долларов. То есть взяли в долг 150, а выплатили 270. А экономика Казахстана тоже ведь копит иностранные долги того же самого Нацфонда. И сегодня по отчетности на 2013 год сумма ЗВР (золотовалютного резерва) и Нацфонда вместе дошла до 100 млрд долларов. Что мы с этого заработали? Чуть больше 20 млрд долларов. То есть наш внешний долг обошелся нам в 270, а чужие иностранные долги дали нам всего лишь 20 млрд долларов.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

5 мая 2014, 14:49

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.