Контролирующие органы требуют от торговцев рыбы на рынках доказательств, что товар попал на прилавок законным путём. Таким доказательством могут служить договоры между продавцами и производственными кооперативами. Однако рыбаки не спешат заключать договоры.
Этой проблеме была посвящена встреча индивидуальных предпринимателей и представителей производственных кооперативов, организованная Атырауской региональной палатой предпринимателей.
– К нам обратились предприниматели, занимающиеся розничной торговлей рыбой на рынках «Мерей», «Мурагер» и «Насиха». Все они женщины, матери семейств, основным источником дохода которых являются доходы от торговли рыбой. Контролирующие органы требуют доказать, что рыба была добыта законным путем, и предъявить договоры с производственными кооперативами. Но последние не заинтересованы оформлять договоры с индивидуальными предпринимателями, – так обрисовал ситуацию руководитель Атырауской региональной палаты предпринимателей Асылбек ДЖАКИЕВ.
По словам продавцов, подобная ситуация возникает у них ежегодно с началом путины. Договоры с ПК заключаются на один год, и рыбаки не торопятся продлевать эти сроки. Им удобнее сдавать рыбу оптовым покупателям, а не розничным реализаторам. В итоге мелкие предприниматели вынуждены покупать товар не напрямую, а через посредников. Соответственно, рыба дорожает уже по пути на прилавок. Также необходимо оплачивать услуги машины, доставляющей товар, стоимость аренды места на рынке. Кроме того, как признаются в приватных беседах торговки, сейчас, с началом операции «Бекiре», перекрыт доступ на рынок «простым рыбакам», как они называют мелких браконьеров, не имеющих накладных на рыбу. При этом на вопрос, вся ли рыба, которую они продают под видом товара, поставленного производственными кооперативами, действительно попала к ним законным путём, никто из торговок не даст откровенного ответа. Сейчас, во время операции, да, а в другие дни торговцы, естественно, не отказываются от выгодных предложений.
В то же время, по мнению заместителя руководителя РПП Ардак ТУКЕНОВА, объёмы продаж индивидуальными предпринимателями на рынках не так уж и велики. И если не разрешить эту ситуацию, то семьи, которые живут на доходы от продажи рыбы на рынках, сильно пострадают.
Шынар КУРМАНКУЛОВА (на снимке)– одна из тех, кто обратился за помощью в РПП:
– Я вдова, воспитываю троих детей, один из них инвалид. Двое тоже пока не работают, один студент, второй школьник. Их благополучие напрямую зависит от моей работы. И таких, как я, торговок на рынке «Мерей» –15. Мы берём рыбу у ИП «Кушалиев», ИП «Дастан», ПК «Ракуша» и «Каспий Тан». С 1 апреля на рынок постоянно приходит участковый и требует, чтобы мы заключали договоры с рыбаками. Конечно, мы согласны, но вот рыбаки в основном работают с ИП на рынке «Коктем», – рассказывает она.
Представитель ПК «Ракуша» отметил, что он не может заключать договоры со всеми предпринимателями, на всех и рыбы не хватит. В данное время кооператив работает с 11 ИП.
– С «Коктемом» все охотнее работают, потому что там созданы условия для продажи рыбы: есть крытый павильон, специально отведённые места для чистки рыбы, вода, канализация. А на остальных рынках по-другому, – высказал свою точку зрения представитель ПК «Джамбул».
В Атырау всего 14 ПК, занимающихся выловом рыбы, ИП, торгующих живым серебром, тоже не так уж много, на каждый кооператив придётся по 3-4 ИП.
– Рыбаки не обязаны в законодательном порядке заключать договоры с розничными реализаторами, но учитывая ситуацию и все обстоятельства, я думаю, они могут пойти навстречу предпринимателям, – считает руководитель общественного объединения «Казахрыбхоз» Алибек БУХАРБАЕВ.
В итоге было решено, что все ПК будут заключать договоры с реализаторами. Предпринимательницы в целом остались довольны итогами встречи, единственное пожелание, которое они высказали – заключать договоры по территориальному признаку. К примеру, реализаторам, проживающим в колхозе «Амангельды», конечно, удобнее работать с рыбаками из своего производственного кооператива.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА