Фото: kapital.kz Переход Серика АХМЕТОВА на другую должность (в данном случае – министра обороны) для многих не был неожиданным. Так, за последние полгода президент дважды подвергал критике работу кабинета министров на расширенных заседаниях правительства в октябре 2013 и феврале 2014 гг. Необходимо отметить неудовлетворенность именно работой премьера, т. к. сформированный новый состав правительства практически дублирует старый.
Ухудшение экономической обстановки требует использования проверенных методов борьбы с кризисом. И президент решил сделать ставку на нового старого премьера Карима МАСИМОВА.
Как известно, годы первого премьерства Масимова пришлись на разгар всемирного финансово-экономического кризиса 2009 года, и тот достаточно успешный кризис-менеджмент от Масимова стал первым плюсом в пользу его возвращения в правительство.
Другим плюсом для кандидатуры Карима Кажимкановича стала необходимость переориентирования экономических интересов в сторону Китая. Нынешний конфликт между странами НАТО и Российской Федерацией обуславливает поиск путей сближения Казахстана с Китаем. Поддержка той или иной стороны конфликта для нашей республики может иметь большие риски, т. к. РК может не только потерять статус нейтральной страны, но и сама подвергнуться экономическим санкциям Запада. В то же время открытая критика России, которая является партнером Казахстана по многим межгосударственным соглашениям (СНГ, ТС, ОДКБ, ШОС, ЕвразЭС) может иметь ещё худшие последствия для республики. А усиление сотрудничества с другой нейтральной стороной конфликта в лице Китая для Казахстана не должно иметь последствий. В связи с этим новый премьер, успевший и поучиться и поработать в Поднебесной, как никто другой подходит для укрепления экономической кооперации с Китаем.
Возможно, не раз подчеркнутая перед депутатами и телекамерами преданность Масимова президенту стала ещё одним фактором в пользу выбора нынешнего премьера. И хотя со стороны властного олимпа открытых заявлений о грядущих политических реформах не было, они ожидаются многими в республике.
Таким образом, второе пришествие нынешнего премьера стало реакцией власти на ухудшение экономической обстановки в стране и усиление геополитической напряженности, а также обусловлено возможными политическими реформами. Однако при всей своевременности и адекватности реакции властей на происходящее нельзя не отметить и тот факт, что кадровый ресурс государственных управленцев оскудел до необходимости их повторного назначения.
Темирлан ЖАТКАНБАЕВ, финансовый эксперт, г. Алматы