Атырау, 29 ноября 19:37
 ясноВ Атырау -4
$ 513.00
€ 541.16
₽ 4.69

«Это будет единственный маршрут для ТШО»

14 571 просмотр

В Атырау прошли общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду проекта «Маршрут транспортировки грузов в северо-восточной части Каспийского моря. Северо-Каспийский морской канал с причальными сооружениями».

 

УРАЛ ПОЩАДИЛИ

Слушания были организованы акиматом Атырауской области совместно с заказчиком проекта ТОО «ТенизСервис»,  при участии Жайык-Каспийского Орхусского центра.

ТОО «ТенизСервис» – дочерняя компания НК «КазМунайГаз». Проект инвестиционный, заключается в том, чтобы прорыть по морскому дну в юго-восточной части Северного Каспия судоходный канал протяженностью 50 км и глубиной до 5 метров; построить на берегу моря близ Прорвы причальный комплекс для погрузки/разгрузки грузов; в подтопленной прибрежной зоне проложить дамбу 10-20 км до дороги общего пользования.

Проект упростит доставку грузов на берег и обратно с морских месторождений преимущественно Северного Каспия.

Поначалу даже рассматривался вариант строительства канала по реке Урал, но сомнительный проект вызвал множество критических замечаний. Как признались заказчики и авторы проекта, вариант строительства морского канала в районе месторождения «Прорва» является более щадящим с экологической точки зрения.

Как заявили год назад заказчики на предварительных слушаниях, проект ориентирован на компании, которые разрабатывают наземные и морские месторождения «Кашаган», «КМОК», «Сатпаев», «Жамбыл», «Тенгиз», «Эмбамунайгаз», «Южная» и т. д. То есть потенциальные партнёры – NCOC, TCO, компании, входящие в КМГ.

Подрядчики ТенизСервиса – ТОО «Виттевеен+Бос Каспиан» (казахстанская компания, учрежденная голландцами), ТОО «Центр дистанционного зондирования» и ГИС «Терра» – представили общественности свои проекты.

Год назад поднимались вопросы о потенциальных пользователях. Сегодня, утверждают заказчики, уже достигнута предварительная договоренность с ТШО, и при условии успешной реализации проекта Тенгизшевройл будет таким пользователем.

В Атырауской области пока не существует мощностей для того, чтобы доставлять необходимые грузы для реализации Проекта будущего расширения (ПБР) ТШО. Когда мы успешно реализуем проект, это будет единственный маршрут, который они смогут использовать, – сказал генеральный директор ТОО «ТенизСервис» Газиз КУСАЙЫН.

Собственником канала будет ТенизСервис. Приблизительная стоимость проекта – 600-700 млн долларов. На пике строительства планируется использовать около 800 рабочих. После завершения объекта заказчик планирует создать филиал в г. Атырау с персоналом в 128 человек.

– Что будет с этими объектами после того как закончится ПБР? – спросил председатель ОО «Северо-Каспийский пресс-клуб» Артур ШАХНАЗАРЯН.

После окончания ПБР у проекта хорошие перспективы. В Атырауской области нет объектов береговой инфраструктуры для поддержки морских нефтяных операций – притом, что все крупные месторождения и потенциальные блоки находятся в Атырауской области. ТШО завершит использование своего месторождения в 2020 году, тогда начнется интенсивная добыча нефти на Северном Каспии, и наш объект будет использоваться для поддержки нефтяных операций. Также наш объект может быть использован для доставки грузов на наземные месторождения, и мы считаем, что  ТШО и другие компании могут его также успешно использовать. У объекта хорошие перспективы, его можно назвать «Морские ворота Атырауской области, – заявил Кусайын.

 

БЕНТОС ПОТЕРПИТ

Приведенные на слушаниях данные об «ограниченном влиянии» на бентос (организмы, обитающие на морском дне) оспорил заместитель руководителя управления сельского хозяйства Е. КАДИМОВ. Подрядчик ГИС «Терра» оценил ущерб рыбным ресурсам как «ограниченный» при предполагаемой зоне воздействия до 10 кв. км.

На площади 10 квадратных км весь бентос погибает? – спросил Кадимов.

Стопроцентная гибель бентоса будет иметь место только непосредственно под отвалами грунта, – ответила начальник отдела экологии ГИС «Терра» Татьяна ШМЕЛЁВА.

При мутности бентос погибает на 100%, тем более на мелководье. Если 100% гибель бентоса  умножить  на площадь воздействия, то цифры должны быть другими, намного больше, – заметил Кадимов. – Мы делали расчет ущерба  для аналогичного проекта – прокладки трубопровода Кашаган – Карабатан, там речь шла о 100% гибели бентоса. При площади воздействия 250 метров ущерб составлял 5 млн долларов. Также я думаю, что вы ущерб забыли умножить на 3, т. к. период восстановления бентофауны составляет три года.

Тем не менее подрядчики выразили уверенность, что «катастрофических последствий для биоты (совокупность растений и животных) от намечаемой деятельности не ожидается».

Заказчик обещал учесть все предложения и вопросы участников общественных слушаний при доработке ОВОС.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

3 апреля 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.