Атырау, 16 августа 04:02
 ясноВ Атырау +34
$ 476.18
€ 485.56
₽ 7.76

Храни меня, мой талисман

13 022 просмотра

Массивные браслеты, украшенные витиеватым орнаментом, большие перстни с крупными красными камнями, ожерелья с десятками маленьких звенящих подвесок… Все эти экспонаты, выставленные в областном краеведческом музее, хочется рассматривать подолгу.

НАЧИНАЛОСЬ С КОСТЕЙ

Первые украшения, используемые в качестве амулетов и талисманов, появились еще в эпоху палеолита. Браслеты, кольца, ожерелья изготавливались из костей и зубов животных, раковин. Такие амулеты были призваны придать хозяину силу и ловкость зверя, оградить от напастей,– рассказывает заведующая отделом экскурсий областного музея Оксана АЛЬЖАНОВА. – Ювелирное искусство является одним из самых развитых видов казахского народного творчества и занимает особое место в истории национальной культуры.

Основным  материалом, с которым работали казахские зергеры, было серебро. В качестве сырья часто использовались и  серебряные   монеты.  Ювелиры  прекрасно  умели  сочетать матовый блеск серебра с цветовой гаммой крупных камней. Казахские украшения представляют собой яркую страницу  народного  творчества и входят в сокровищницу   национальной  культуры. Познакомимся с ними поближе.

СВАДЕБНЫЕ ТОНКОСТИ

Массивные перстни свах «кудаги жузик» означали единение двух начал, двух семей. Такое большое и богатое кольцо дарила мать невесты матери жениха в надежде на  её доброе отношение к снохе. Касты перстней – круглой или овальной формы, декорированы вставками из сердолика с красной тонировкой. Вообще,  красный цвет – символ огня, жизни. У казахов считается, что он охраняет человека от темного  начала в жизни.

Перстень «отау жузик» конусообразной формы, устремленной ввысь, надевался на палец невесты, которая должна была продолжить род жениха.

В наборе  женских   украшений  можно  встретить  перстни  «құс тұмсық» или птичий клюв. Птица – символ счастья,  независимости, доброго начала.  Такое кольцо надевали  на  палец  девушки  перед тем, как отправить её в семью будущего мужа. Затем в течение года её могли навестить только старший брат или дядя, то есть родственник мужского пола. И когда он возвращался домой с подарками от молодой, мать с трепетом разворачивала белый платок – вернулся ли в семью родовой кусмурын?  Если возвращался, то это означало, что дочь вошла в чужую семью и стала полноправным её членом,– рассказывает Оксана Кусаиновна.

Алка – ожерелье. Конструкция горизонтальная, форма небольшая, различные звенящие подвески (монеты, медальоны) – всё это подвешивалось на цепочках четырехгранного плетения. Были подвески, формой напоминающие женские соски – такое ожерелье носила бездетная женщина в надежде на то, что Аллах подарит ей чудо материнства.

Вершиной мастерства казахских ювелиров были великолепные нагрудные украшения – ониржиек. Они входили в состав свадебного набора. После свадьбы женщины надевали их только в большие праздники. Нагрудные украшения состоят из 3-5-7 пластин, заполненных мастикой. Пластины обычно квадратной, прямоугольной, иногда более сложной формы, соединяются по вертикали петельно-кольцеобразным способом, либо несколькими цепями четырехгранного плетения. Серебряные цепочки, звенящие по бокам надгрудника,  обязательно  оканчиваются  подвесками  в  форме жылан бас – головки змеи, что является символом восточной  Великой Богини-Матери. Таким образом, смысл ониржиека в том, что женщина просила покровительства Богини-Матери в великом и нелегком деле – продолжении рода человеческого.

А Я МИЛУЮ УЗНАЮ ПО ШОЛПЫ

Шолпы или шашбау – накосные украшения. Это самое романтичное,  воспетое в веках казахское женское украшение. У каждой девушки была мелодия её походки – только её, особенная. Эту мелодию писали не акыны, не сал-сери, а другие степные композиторы – шолпы. «Послушай, как звенит. Послушай, как звучит. Послушай, как поет. И ты знаешь, что она идёт…».

Почему надевались накосные украшения? Считалось, что часть нашей души находится в наших волосах. Оставь девушка расческу с волосами на видном месте, и на неё обрушит праведный гнев ее бабушка. Волосы непременно нужно сжигать, дабы не навредили злые духи их хозяину. И не дай Аллах, кто наступит на волосы или птица в клюве унесет – тогда начнутся страшные головные боли. Таких поверий у казахского народа великое множество,– говорит О. Альжанова.

ОДНАЖДЫ И НАВСЕГДА

Так и притягивают взгляд выставленные в витринах браслеты. Самые ранние из них относятся к середине XIX века: широкие с рельефными краями, полые или заполненные мастикой. Браслеты XX века изготовлены из тонких пластин, декорированы  в два ряда по горизонтали  треугольниками. Дабы предохранить женщину от злых духов, ювелиры оформляли браслеты зубчатой каймой, похожей на  зубы дракона. Круглые браслеты заканчивались стилизованными головами – змеи, дракона или чуть расплющенными лапами степного барса.

Серьёзными оберёжными свойствами казахи наделяли серьги, и поэтому женщины носили их всю жизнь. Магическая природа казахских серег усиливается символикой. Их части имели форму змеи, пики, солнца, месяца. Распространены  орнаментальные плоские серьги лунницы – айсырға, қоңырау сырға – в виде колокольчика с густой проволочной бахромой по краю – и серьги с подвесками  на длинных цепочках. Шекелик – височные серьги, крепящиеся за петли головного убора или за волосы у виска.

Бойтумар – оберег трубчатой формы, полый внутри. В такие «трубочки» закладывали слова благопожелания, суры из Корана. Тумарша – это оберег треугольной формы, две запаянные пластины, внутри хранились суры Корана. Декорировались тумары по-разному: эмаль, филигрань и очень часто в центр треугольника помещали сердолик.

Ювелирные мастера не обходили вниманием и такие предметы убранства, как застежки, пуговицы и пояса. Каждый из них – настоящее произведение искусства.

Застежки состоят из двух частей, соединяющихся шарнирным или петельно-кольцеобразным способом. Бытовали застежки объемные и плоские. Объемные представляют собой металлический каст, камень в оправе, штампованный конус или полусферу. Плоские застежки отличаются красотой и выразительностью форм,  часто со вставкой в центре из камня или стекла. Зергеры создавали  украшения в виде узорных пластинок, блях, поясков. Мужские  и  женские пояса подразделялись  на белдік, күміс белдік,  кемер белдік, кісе белдік. Талию невесты опоясывали серебряным поясом – ашекей белбеу. Изготавливали мастера и мужские украшения: шақша (табакерка), тіс шұқығыш и құлақ шұқығыш (зубочистка и ухочистка).

Среди представленных в музее серебряных украшений есть перстень «птичий клюв» и серебряный перстень, сданные в музей жителем города Атырау Турсынгали НАУРЫЗБАЕВЫМ; перстень свахи и шекелик, принадлежавшие Слихие ОРЫНБАСАРОВОЙ –их передал в музей её сын Серик; браслеты с застежкой и бойтумар, переданные музею КУЛМАМБЕТОВЫМ; серебряные браслеты, переданные МАУШИЕВОЙ, и серебряный перстень, который отдала в музей жительница Мангистауской области САРСЕНГАЛИЕВА.

Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото автора

27 марта 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz