Массивные браслеты, украшенные витиеватым орнаментом, большие перстни с крупными красными камнями, ожерелья с десятками маленьких звенящих подвесок… Все эти экспонаты, выставленные в областном краеведческом музее, хочется рассматривать подолгу.
НАЧИНАЛОСЬ С КОСТЕЙ
–Первые украшения, используемые в качестве амулетов и талисманов, появились еще в эпоху палеолита. Браслеты, кольца, ожерелья изготавливались из костей и зубов животных, раковин. Такие амулеты были призваны придать хозяину силу и ловкость зверя, оградить от напастей,– рассказывает заведующая отделом экскурсий областного музея Оксана АЛЬЖАНОВА. – Ювелирное искусство является одним из самых развитых видов казахского народного творчества и занимает особое место в истории национальной культуры.
Основным материалом, с которым работали казахские зергеры, было серебро. В качестве сырья часто использовались и серебряные монеты. Ювелиры прекрасно умели сочетать матовый блеск серебра с цветовой гаммой крупных камней. Казахские украшения представляют собой яркую страницу народного творчества и входят в сокровищницу национальной культуры. Познакомимся с ними поближе.
СВАДЕБНЫЕ ТОНКОСТИ
Массивные перстни свах «кудаги жузик» означали единение двух начал, двух семей. Такое большое и богатое кольцо дарила мать невесты матери жениха в надежде на её доброе отношение к снохе. Касты перстней – круглой или овальной формы, декорированы вставками из сердолика с красной тонировкой. Вообще, красный цвет – символ огня, жизни. У казахов считается, что он охраняет человека от темного начала в жизни.
Перстень «отау жузик» конусообразной формы, устремленной ввысь, надевался на палец невесты, которая должна была продолжить род жениха.
– В наборе женских украшений можно встретить перстни «құс тұмсық» или птичий клюв. Птица – символ счастья, независимости, доброго начала. Такое кольцо надевали на палец девушки перед тем, как отправить её в семью будущего мужа. Затем в течение года её могли навестить только старший брат или дядя, то есть родственник мужского пола. И когда он возвращался домой с подарками от молодой, мать с трепетом разворачивала белый платок – вернулся ли в семью родовой кусмурын? Если возвращался, то это означало, что дочь вошла в чужую семью и стала полноправным её членом,– рассказывает Оксана Кусаиновна.
Алка – ожерелье. Конструкция горизонтальная, форма небольшая, различные звенящие подвески (монеты, медальоны) – всё это подвешивалось на цепочках четырехгранного плетения. Были подвески, формой напоминающие женские соски – такое ожерелье носила бездетная женщина в надежде на то, что Аллах подарит ей чудо материнства.
Вершиной мастерства казахских ювелиров были великолепные нагрудные украшения – ониржиек. Они входили в состав свадебного набора. После свадьбы женщины надевали их только в большие праздники. Нагрудные украшения состоят из 3-5-7 пластин, заполненных мастикой. Пластины обычно квадратной, прямоугольной, иногда более сложной формы, соединяются по вертикали петельно-кольцеобразным способом, либо несколькими цепями четырехгранного плетения. Серебряные цепочки, звенящие по бокам надгрудника, обязательно оканчиваются подвесками в форме жылан бас – головки змеи, что является символом восточной Великой Богини-Матери. Таким образом, смысл ониржиека в том, что женщина просила покровительства Богини-Матери в великом и нелегком деле – продолжении рода человеческого.
А Я МИЛУЮ УЗНАЮ ПО ШОЛПЫ
Шолпы или шашбау – накосные украшения. Это самое романтичное, воспетое в веках казахское женское украшение. У каждой девушки была мелодия её походки – только её, особенная. Эту мелодию писали не акыны, не сал-сери, а другие степные композиторы – шолпы. «Послушай, как звенит. Послушай, как звучит. Послушай, как поет. И ты знаешь, что она идёт…».
– Почему надевались накосные украшения? Считалось, что часть нашей души находится в наших волосах. Оставь девушка расческу с волосами на видном месте, и на неё обрушит праведный гнев ее бабушка. Волосы непременно нужно сжигать, дабы не навредили злые духи их хозяину. И не дай Аллах, кто наступит на волосы или птица в клюве унесет – тогда начнутся страшные головные боли. Таких поверий у казахского народа великое множество,– говорит О. Альжанова.
ОДНАЖДЫ И НАВСЕГДА
Так и притягивают взгляд выставленные в витринах браслеты. Самые ранние из них относятся к середине XIX века: широкие с рельефными краями, полые или заполненные мастикой. Браслеты XX века изготовлены из тонких пластин, декорированы в два ряда по горизонтали треугольниками. Дабы предохранить женщину от злых духов, ювелиры оформляли браслеты зубчатой каймой, похожей на зубы дракона. Круглые браслеты заканчивались стилизованными головами – змеи, дракона или чуть расплющенными лапами степного барса.
Серьёзными оберёжными свойствами казахи наделяли серьги, и поэтому женщины носили их всю жизнь. Магическая природа казахских серег усиливается символикой. Их части имели форму змеи, пики, солнца, месяца. Распространены орнаментальные плоские серьги лунницы – айсырға, қоңырау сырға – в виде колокольчика с густой проволочной бахромой по краю – и серьги с подвесками на длинных цепочках. Шекелик – височные серьги, крепящиеся за петли головного убора или за волосы у виска.
Бойтумар – оберег трубчатой формы, полый внутри. В такие «трубочки» закладывали слова благопожелания, суры из Корана. Тумарша – это оберег треугольной формы, две запаянные пластины, внутри хранились суры Корана. Декорировались тумары по-разному: эмаль, филигрань и очень часто в центр треугольника помещали сердолик.
Ювелирные мастера не обходили вниманием и такие предметы убранства, как застежки, пуговицы и пояса. Каждый из них – настоящее произведение искусства.
Застежки состоят из двух частей, соединяющихся шарнирным или петельно-кольцеобразным способом. Бытовали застежки объемные и плоские. Объемные представляют собой металлический каст, камень в оправе, штампованный конус или полусферу. Плоские застежки отличаются красотой и выразительностью форм, часто со вставкой в центре из камня или стекла. Зергеры создавали украшения в виде узорных пластинок, блях, поясков. Мужские и женские пояса подразделялись на белдік, күміс белдік, кемер белдік, кісе белдік. Талию невесты опоясывали серебряным поясом – ашекей белбеу. Изготавливали мастера и мужские украшения: шақша (табакерка), тіс шұқығыш и құлақ шұқығыш (зубочистка и ухочистка).
Среди представленных в музее серебряных украшений есть перстень «птичий клюв» и серебряный перстень, сданные в музей жителем города Атырау Турсынгали НАУРЫЗБАЕВЫМ; перстень свахи и шекелик, принадлежавшие Слихие ОРЫНБАСАРОВОЙ –их передал в музей её сын Серик; браслеты с застежкой и бойтумар, переданные музею КУЛМАМБЕТОВЫМ; серебряные браслеты, переданные МАУШИЕВОЙ, и серебряный перстень, который отдала в музей жительница Мангистауской области САРСЕНГАЛИЕВА.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото автора