Ситуация с пассажирским транспортом обсуждалась на совещании в областном акимате.
«ОСТАНОВИМ. А КАК ДОКАЗАТЬ?»
С докладом выступил руководитель областного управления транспорта и автомобильных дорог Аманжан ТАКЕШЕВ:
– В Атырауской области 72 маршрута: 34 городских, 18 областных, 17 районных, два межобластных и один межрайонный. На них работают 14 компаний-перевозчиков. Перевозчики грешат одними и теми же нарушениями: отказываются перевозить школьников, не соблюдают временной интервал, ездят на повышенной скорости.
По словам А. Такешева, инспекция транспортного контроля неоднократно проверяла автостанцию возле железнодорожного вокзала и выносила предписания об устранении нарушений – в частности, на автостанции отсутствуют комната отдыха для водителей, помещения для техосмотра автобусов и медицинского освидетельствования водителей. Однако компания «АСАЗ», эксплуатирующая объект, не выполнила эти предписания, поэтому в регистрации автостанции в государственном реестре было отказано.
– В настоящее время автостанция функционирует в статусе «билетная касса». Между тем в микрорайоне Атырау-2 в конце прошлого года открылась автостанция, отвечающая всем требованиям и зарегистрированная в реестре. Она принадлежит ИП «Куаныш». Однако перевозчики отказываются заключать договор с этим предпринимателем, ссылаясь на то, что здесь нет пассажиров, – говорит Текешев.
Согласно программе развития транспортной инфраструктуры до 2020 года, утверждённой Н. НАЗАРБАЕВЫМ 13 января этого года, предусмотрено строительство одной автостанции в г. Кульсары и шести станций по обслуживанию пассажиров в райцентрах Махамбет, Индерборский, Макат, Ганюшкино, Миялы и Аккистау. Кроме того, в рамках этой программы в райцентрах и сельских населённых пунктах будет построено 67 стоянок такси: 21 в Жылыойском, 11 в Махамбетском, 11 в Индерском, 2 в Макатском, 8 в Курмангазинском, 10 в Кызылкогинском, 4 – в Исатайском районах. 28 стоянок такси планируется построить в городе Атырау. А. Текешев затронул тему конфликтов между водителями автобусов и таксистами (см. «Автобусы против такси»):
– Наряду с законными перевозчиками действуют нелегальные – таксисты-частники, которые забирают клиентов у водителей автобусов. Тем самым они создают напряжённость. Между тем, согласно ст. 14 Закона РК «Об автомобильном транспорте», организация перевозок пассажиров и их багажа с помощью такси находится в компетенции районных и городских местных исполнительных органов. Однако эта функция не выполняется.
Заместитель начальника административной полиции Мырзалы ОТЕГАЛИЕВ подверг критике самих перевозчиков:
– По итогам 2013 года на территории области было совершено 504 ДТП, в которых 127 человек погибли, 626 получили травмы. С участием пассажирских автобусов было зарегистрировано 14 ДТП, в которых два человека погибли, 19 получили травмы. В прошлом году водители автобусов совершили 822 нарушения правил дорожного движения, в т. ч. вождение в состоянии алкогольного опьянения – 13, разговоры во время езды по мобильному телефону – 29, неподчинение сигналам светофора – 24 и другие.
Директор ТОО «Тенгизавтоколик» Спандияр АЙСАНОВ упрекнул полицейских в нерешительности и самоустранении от проблемы нелегальных такси.
В ответ М. Отегалиев лишь пожал плечами со словами:
– Мы их останавливаем. Но как мы докажем, что они занимаются нелегальным извозом? Остановишь «бомбилу», а он говорит: «отпусти, я везу родственника».
ТРИ ТЫСЯЧИ ОДНИХ «БОМБИЛ»
Транспортный прокурор области Болат КАЛЫКОВ заявил, что если бы полицейские захотели, давно бы навели порядок в этой отрасли. Ведь статья 26 Закона РК «Об автомобильном транспорте» предусматривает обязанности таксиста: использовать для перевозок пассажиров и багажа автомашины единого цвета и отличительные знаки; иметь в наличии таксометр или контрольно-кассовый аппарат; иметь договор на информационно-диспетчерское обслуживание таксомоторного парка и т. д.
По словам руководителя межобластной инспекции траснпортного контроля Самата ГИЛИМОВА, во многих крупных городах нашей страны в аэропортах и на железнодорожных вокзалах первая полоса (с выходом на тротуар) покрашена желтой краской, чтобы там парковались только зарегистрированные такси.
– В Атырау девять зарегистрированных таксомоторных парков из 380 автомашин. А нелегальным частным извозом, по оценочным данным, занимаются свыше трёх тысяч водителей. Из-за того, что мы своевременно не создали условия для легальных такси, сейчас практически весь бизнес захватили «бомбилы». Возле железнодорожного вокзала столько такси, что если кому-то будет плохо сердцем, «скорая» не сможет подъехать. Я знаю, что администрация крупных торговых точек, вокзала и аэропорта готова сама покрасить первую полосу в желтый цвет, и установить там видеокамеры, как это делается во всем цивилизованном мире... По закону все такси должны обслуживаться диспетчерами. Мы отправляем близких и родственников в другой город на такси без медицинского и технического освидетельствования. А вдруг по дороге водитель умрет или машина сломается?Что касается городского общественного транспорта. Раньше конечные остановки были в Жилгородке, Авангарде, Старом базаре и Балыкши. Сейчас чтобы добраться от одной конечной до другой уходит полтора часа. Движение по каждому автобусному маршруту не должно превышать 30 минут.
Участники совещания не пришли к единому мнению, что делать с «бомбилами». Заместитель акима области Тимуржан ШАКИМОВ сказал, что решение будет принято в рабочем порядке.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ