Недавняя критика работы системы здравоохранения со стороны депутата мажилиса Дариги НАЗАРБАЕВОЙ вызвала резонанс в медицинском сообществе. О проблемах на низовом уровне мы беседуем с главным врачом Атырауской городской поликлиники №1 Еркинбаем Куановичем КУАНОВЫМ (на снимке).
ПОТОЧНЫЙ МЕТОД
– В первую очередь пациенты обращаются именно в поликлиники, не зря ведь они называются учреждениями первичной помощи. И зачастую сталкиваются там с равнодушием, бюрократизмом. Чтобы получить направление на обследование, приходится промаяться в стенах поликлиник чуть ли не неделю: то к терапевту, то к узкому специалисту везде очереди, какие-то талончики, указанное в них время никто не соблюдает.
– Это очень большая проблема, потому что медики в поликлиниках работают только на поток, у них нет времени для анализа, осмысления, эффективной профилактики и т. д. Врачи и медсестры загружены работой, они испытывают огромный прессинг: завышенные претензии населения, огромные требования и контроль сверху, большой объём бумажной и отчётной работы параллельно с бесконечными нововведениями в медицине. Многие не хотят сегодня работать в учреждениях ПМСП (первичной медико-санитарной помощи) и уходят в другие сферы.
Все успешные системы здравоохранения достигли результатов за счёт нескольких факторов. Во-первых, это укрепление первичного звена здравоохранения на основе обслуживания семейными врачами и семейными медсестрами по мере подготовки специалистов. Во-вторых, это развитие социально ориентированных моделей ПМСП. В-третьих, это солидарная ответственность самого человека, семьи, работодателя, частных и общественных организаций, государственной системы за профилактику и охрану здоровья. В-четвёртых, рациональное использование финансовых ресурсов. В-пятых, комплексная помощь на уровне первичного звена здравоохранения (медико-социально-психологические услуги и эффективная профилактика). И в-шестых, введение должности младших медицинских сестёр.
Нужно вообще пересмотреть программу подготовки медицинских сестёр в соответствии с новыми требованиями международной практики. Медсестра со средним образованием нового типа должна иметь более широкие полномочия, выполняя самостоятельно ряд врачебных функций. К примеру, осмотр и допуск детей к вакцинации, патронаж хронических пациентов, осмотр на дому по вызову, выписка рецептов, самостоятельный приём пациентов в поликлинике или в Центре семейного здоровья, ведение здоровых беременных. Даже сейчас уже можно пересмотреть функции среднего медицинского персонала на уровне ПМСП (медсестры с опытом работы и фельдшеры могут работать со «скорой помощью», осматривать на дому пациентов с ОРВИ, пациентов, состоящих на диспансерном учёте). Естественно, эти процессы должны происходить с повышением их заработной платы.
КАПЕЛЬНИЦА НЕ ПАНАЦЕЯ
– Не думаю, что пациенты к этому готовы. И сейчас уже, видимо, из-за нехватки врачей, на вызовы пациентов с ОРВИ ходят медсёстры. Нередки случаи, когда вместо гинекологов приём беременных женщин ведут акушерки: они выписывают направления на анализы, УЗИ. Многие возмущаются, потому что убеждены: лечить должен врач. Качество подготовки врачей-специалистов тоже вызывает критику населения, так как люди убеждены, что в некоторых случаях врачи «залечивают» пациентов.
– В какой-то мере это вызвано и менталитетом наших людей. К сожалению, наше население лучшим средством лечения считает внутривенные вливания, капельницы. К примеру, невропатологи и некоторые другие специалисты назначают много внутривенных вливаний, которые небезопасны и по доказательной медицине не приветствуются. Однако, посмотрите, в дневных стационарах практически все лечатся по этим методикам. Поэтому я и считаю, что особое внимание при подготовке будущих врачей и медицинских сестёр нужно уделить стратегии безопасности пациентов.
–Пациенты ведь тоже не от хорошей жизни ложатся под капельницу. Порой люди годами ходят по врачам, оплачивают дорогостоящее обследование, но так и не могут добиться внятного диагноза...
– Бывает, конечно, всякое, и о причинах можно много говорить, но отмечу вот какой факт: в международной практике 35-40% обращений за медицинской помощью в ПМСП – от людей с ментальными расстройствами. В нашей стране, возможно, ещё больше. В этой связи я предлагаю организовать по возможности встречу на уровне управления здравоохранения внештатных специалистов в области психиатрии и наркологии с ключевыми специалистами ПМСП – для рассмотрения возможности сотрудничества и передачи части их услуг в будущем на амбулаторный уровень. А также создать образовательные модули по часто встречающимся психическим заболеваниям и синдромам для врачей и медсестёр ПМСП – чтобы они знали, в каких случаях это уже «не их» пациент.
Так как в нашей стране с некоторых пор реализуется социально ориентированная модель ПМСП с участием социальных работников, психологов, предлагаю первичную медико-санитарную помощь переименовать в первичную медико-социальную помощь. Изменились обстоятельства жизни (урбанизация, техногенные и природные катастрофы, экономические кризисы и прочее), и возросла роль социальных факторов в возникновении и утяжелении заболеваний. Меняется служба – нужно менять и название. Оно должно отражать суть оказываемых услуг.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА