На прошлой неделе хирурги Атырауской областной больницы провели операцию по удалению почки лапароскопическим методом.
ПЕРВЫЕ НА ЗАПАДЕ
– Лапароскопическая нефрэктомия была проведена 30-летнему мужчине, – говорит заместитель главного врача областной больницы по хирургической работе Хайрекен КАДИРОВ. – Это первая такая операция в Западном Казахстане. Её провели наши хирурги Аманжол ДЮСУПОВ и Азамат ЕРБОЛОВ. Состояние пациента в настоящий момент удовлетворительное. Выписан домой.
По словам врачей, лапароскопическая нефрэктомия относится к числу сложных и выполняется только опытными хирургами.
– Опытных специалистов, которые могут проводить такие сложные операции, в нашей больнице 5-6,– говорит Кадиров. – Все наши хирурги проходят специализацию в республиканских центрах, в школах лапароскопической хирургии Европы, участвовали в выездных циклах по обучению этим операциям совместно с заведующим кафедрой эндохирургии медицинского университета «Астана» профессором Оралом ОСПАНОВЫМ. На сегодня мы имеем возможность проводить такие высокотехнологичные операции самостоятельно.
Преимущество лапароскопии – это, в первую очередь, низкая травматичность и соответственно более короткий срок пребывания на больничной койке и реабилитации.
– Раньше для удаления почки в поясничной области делались разрезы до 20 см. При лапароскопии делаются проколы диаметром до одного сантиметра.Показания к удалению почки имеют её нерабочее состояние, коралловидные камни, опухолевые поражения, то есть случаи, когда дальнейшее бездействие может привести к ухудшению общего состояния больного, – говорит Х. Кадиров.
СЧАСТЬЕ ДЫШАТЬ…
Кроме того, на прошлой неделе профессор астанинского института онкологии Рустем МЕДЕУБАЕВ провёл в областной больнице стентирование трахеи. По словам Х. Кадирова, эта первая такая операция в Атырауской области. Получивший черепно-мозговую травму пациент 18 дней был подключён к аппарату искусственного дыхания в состоянии комы.
– В ходе лечения на пятые сутки была наложена трахеостома (специальная трубка, которая вставляется через созданное отверстие в дыхательном горле), после удаления канюли (трубки) у него появилась дыхательная проблема. Поэтому мы вызвали нашего коллегу из Астаны профессора Медеубаева. Он провёл больному стентирование трахеи. Дыхание восстановилось, пациента уже выписали домой. Этот стент у него может простоять 2-3 месяца, пока не восстановится диаметр просвета трахеи, – рассказал Х. Кадиров.
Хайрекен КАДИРОВВ будущем хирурги областной больницы планируют проводить стентирование желчных протоков.
– У нас сейчас участились случаи патологии желчевыводящих путей, калькулёзные холециститы, много осложнений из-за того, что некоторые больные занимаются самолечением, самостоятельно пытаются растворить камни, в результате они выходят из полости желчного пузыря, опускаются вниз и забивают проток в двенадцатиперстную кишку. Происходит стеноз (сужение или закупорка) общего желчного протока. В таких случаях мы хотим внедрить применение эндоскопического стентирования, – делится планами Х. Кадиров.
По его словам, эндоскопический метод операции в областной больнице применяется в 80-90% случаев холецистита:
– Мы отошли от традиционных методов. Исключения бывают при острых процессах, длящихся более 72 часов, когда человек по какой-то причине лежит дома или не попадает в хирургический стационар. К примеру, на Западе при малейших симптомах болезни человек проходит диагностику, обнаруживаются камни, ему их удаляют. А у нас пока несколькоприступов не схватит, больной в больницу не придёт. Кроме того, люди часто занимаются самолечением, принимая различные таблетки. Позднее обращение всегда затрудняет работу традиционной медицины.
…И КУШАТЬ
Благодаря сотрудничеству с астанинским институтом усовершенствования врачей и кафедрой эндоскопической хирургии медицинского университета «Астана» стентирование проводится и онкобольным, но, к сожалению, в данном случае операция не имеет лечебного эффекта, она только временно облегчает страдания больного.
В трёх случаях столичные профессора приезжали по рубцовым сужениям пищевода вследствие ожога.
– Иногда по случайности, иногда с суицидальной целью молодые люди, особенно девушки, выпивают уксусную кислоту, – говорит Кадиров. – Если вовремя вмешаться, их удаётся спасти, но они остаются инвалидами на всю жизнь. Происходит химический ожог пищевода, человек не может даже глотнуть воды. Это трагедия для человека, который остался живым. Многократное бужирование, которое до этого проводилось у нас и во многих других больницах, не приводило к значимому эффекту. Сейчас для лечения рубцового сужения пищевода применяется стентирование. Стент автоматически принимает нужный диаметр, расширяя проходимость пищевода. Человек начинает питаться, поправляется, приходит в норму. В итоге этот суженный участок приобретает свою форму и запоминает её, после чего стент извлекается. С ожогами, например, стент ставится на три месяца или полгода, в зависимости от участка поражения пищевода. Всё делается малоинвазивным (т. е. менее травматичным) методом эндоскопии.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото автора