Айжан БОКАЕВА. Фото из архива "АЖ".«Никакого скандала нет, его раздули журналисты!» – уверяет Айжан БОКАЕВА, победительница объявленного в мае прошлого года Агентством по делам спорта и физической культуры «всенародного конкурса на лучший дизайн олимпийской экипировки».
«Я – ФАТАЛЬНЫЙ ПАТРИОТ»
Напомню, 27-летняя основательница своего Дома моды Айжан, ныне живущая в Атырау, заняла первое место в тройке финалистов по результатам интернет-голосования. Агентство официально заявило, что коллекция спортивной одежды для олимпийцев-2014 будет отшита по эскизам Бокаевой. А после этого в конце декабря прошла презентационная демонстрация экипировки, в которой не осталось и намека на эскизы победителя конкурса. В республиканских СМИ Бокаеву обвинили в раздувании скандала на почве ее желания самой произвести пошив коллекции. По условиям же конкурса победителю в виде поощрения были обещаны два билета на Олимпийские зимние игры в Сочи, но победа в творческом соревновании не подразумевала полного производственного цикла:
–Ну, я отдаю себе отчет в том, что это был конкурс на дизайн. Конечно, я хотела бы, что моя форма поехала на Олимпиаду, но спорткомитет сжал сроки до минимума,– прокомментировала ситуацию Бокаева. – У нас не было даже шанса: специфика спортивной формы такова, что нужен как минимум год, чтобы довести коллекцию от наброска до готового изделия. Поэтому моя спортивная форма в Сочи не поедет. Сейчас она на стадии разработки и модификации с точки зрения конструкции, технологии, материаловедения.
Дизайн олимпийской формы А.БОКАЕВОЙ. Как выяснилось практически накануне Олимпийских игр, изготовление коллекции поручили другому финалисту конкурса – швейной фабрике ТОО "КазСПО-N" (с брендом Zibroo) – занявшему второе место. Представитель компании заявила, что воплотить дизайн Бокаевой в реальность практически невозможно, в итоге они пошили экипировку по своим эскизам.
–Я технолог-конструктор и материаловед по образованию, и когда разрабатывала эскизы, четко понимала, какие лекала будут. Да, это сложный крой, но я знаю, что его можно воплотить в реальность и он будет воплощен. Этим я сейчас и занимаюсь, – говорит Бокаева. – Я запатентовала свою форму и в тесном сотрудничестве с компанией «Бигфишпро» (Алматы), имеющей необходимое оборудование, персонал и большой опыт в изготовлении спортивной одежды, работаю над ее воплощением. Мы разрабатываем, отшиваем, бракуем и начинаем снова. Но он будет воплощен – я не тороплюсь, это займет год-полтора, но я добиваюсь максимально профессионального уровня. Это будет национальная форма, я намерена пустить свои разработки в массмаркет (продукция для массового потребителя), и если будут заказы класса люкс – тоже буду производить. Так и пишите: я – фатальный патриот, и хочу, чтобы мою форму могли себе позволить все: от обывателей до профессионалов, от рабочих до бизнесменов.
–Вы добиваетесь высочайшего качества в крое и материалах, шить в Казахстане для вас тоже дело принципа. Но как это отразится на себестоимости продукции и ее доступности, как вы говорите, для «среднего обывателя»?
–Я не родилась в «Мерседесе» – так и пишите, и я знаю, что люди, у которых по 6-7 детей, не могут себе позволить многого, но моя форма будет доступной. Мы рассматриваем все аспекты – рациональные, экономические и все прочие, – утверждает Айжан.
Материальных поощрений, кроме обещания поездки на предстоящую в феврале Олимпиаду, Бокаева не получила. Но лавры победителя конкурса принесли ей определенные успехи:
– У меня хорошо выросла клиентская база, я отшила большой заказ для ДК Курмангазы, но это не только слава, но и наша работоспособность.
–Вы имеете претензии к Агентству по делам спорта и физкультуры?
Признаюсь, на мой взгляд, у Айжан чрезвычайно эмоциональная речь и напористая манера – мне ещё никогда так много не указывали, как мне надо писать, но при упоминании Агентства Айжан подчеркнуто сдержанна:
–У меня нет никаких претензий к ним, так и пишите: меня всё устраивает, спасибо за всё!– всё же не без сарказма добавляет она.
Между тем у Айжан, на мой взгляд, есть все основания для претензий. Агентство показало себя в неприглядном виде, двусмысленном, я бы даже сказала: олимпийская экипировка для летних игр в Лондоне-2012 авторства Куралай НУРКАДИЛОВОЙ вывала волну критики, в том числе и со стороны членов Национальной сборной Казахстана. Нынешний т. н. «народный» конкурс, объявленный впопыхах (10 дней на приём заявок, три дня онлайн-голосования и три часа на обсуждение комиссией выглядели как-то неубедительно для мероприятия такого масштаба) стал своего рода попыткой спортивных функционеров отмыться от предсказуемых обвинений в непрозрачности. Однако инициатива агашек от спорта обернулась очередным скандалом: получается, конкурс был лже-прозрачен или просто непродуман. Ссылки на «невозможность» воплотить дизайн, разработанный не дилетантом, а действующим технологом-конструктором – по меньшей мере непрофессиональны, особенно учитывая, что реализацию доверили фактически его конкурентам. Кому вообще был нужен этот конкурс, если его победитель в итоге оказался не нужен?
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото из архива «АЖ»