Атырау, 17 мая 09:50
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 441.58
€ 480.00
₽ 4.86

В пространстве семи нот

7 006 просмотров

Мало кто в Атырау не знает замечательного композитора и педагога Роальда ТОПЧЕВСКОГО (на снимке). В наступающем новом году он отметит свой 75-летний юбилей. К этому событию Роальд Борисович приурочит большой концерт, а также выпустит сборник своих произведений.

 

ОРИЕНТИР – КЛАССИКА

Мелодичные, задушевные песни Роальда Топчевского я не раз слышала на концертах в исполнении солистов и хоровых коллективов. Думаю, он не обидится, если скажу, что его творчество близко по духу произведениям Александры Пахмутовой. Впрочем, это признает и сам Топчевский. Помимо Пахмутовой, ему очень близко творчество таких композиторов, как Исаак и Максим ДУНАЕВСКИЕ, чьи произведения ончасто слушает. Любит он и классическую музыку, особенно Бетховена.

Роальд Борисович предъявляет высокие требования к текстам своих песен. Он вдохновляется поэзией таких классиков, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин, к некоторым их стихотворениям написал музыку. Есть у него несколько вещей и с текстами на казахском языке. Например, песни «Атырау – мұнайлы астанам», «Атырау асыл өлке» написаны на стихи известного поэта Кадыра ЖУСИПА.

В отличие от многих своих коллег по творческому цеху Роальд Борисович предпочитает не любовную, а патриотическую или, скажем так, патриотически-лирическую тематику.

Я искренне люблю свою родную землю, родину. И, может, поэтому мне всегда нравилось сочинять музыку об Атырау, о своей стране. Из всех таких тематических песен мне особенно по душе хоровое произведение «Урал», – рассказывает Топчевский.

Это сочинение приходится именно на тот этап, когда он делал первые шаги в мире музыки, устанавливал творческие связи с поэтами.

Мое раннее творчество связано со стихотворениями работавшего в то время заместителем редактора газеты «Прикаспийская коммуна» ныне покойного Василия КИРИЛЛИЧЕВА. Он много писал о родном крае, чабанах, рыбаках, реке Урал и другом. Кстати, слова песни «Урал» принадлежат именно ему.

Беседуя с Роальдом Борисовичем, я словно с помощью машины времени переношусь в старые добрые времена. Он, так же как и многие его современники, нисколько не изменился в своих взглядах на жизнь. Передо мной сидит человек, предпочитающий материальным ценностям духовные, желающий окружающим только добра, думающий в первую очередь не о выгоде, а о чести и достоинстве. Разговаривать с такими людьми – одно удовольствие, ты и сам становишься духовно богаче.

Роальд Борисович ТОПЧЕВСКИЙ родился 1 ноября 1939 года в Гурьеве. Родители рано заметили музыкальные способности мальчика и отвели в городскую музыкальную школу. Окончив её по классу скрипки, Роальд затем продолжил свое музыкальное образование на отделении музыкальной теории Алматинского музыкального училища имени Чайковского. Затем закончил Астраханскую консерваторию. Учёбу совмещал с работой в музыкальном колледже имени Дины Нурпеисовой. На сегодня стаж его работы в этом колледже составляет 51 год. Он воспитал многих талантливых учеников и до сих пор продолжает педагогическую деятельность.

РОАЛЬД И РОЯЛЬ

– В советское время люди верили друг другу, доверяли. И я тоже до сих пор верю людям и думаю, они мне отвечают тем же.

– Но люди бывают разные…

– Может быть, и так. Но мои друзья, знакомые, коллеги до сих пор ни разу меня не подводили. Я по натуре человек миролюбивый, не умею обижаться на людей, конфликтовать. Всегда прихожу на помощь своим коллегам, которые желают получить советы по теории музыки, помогаю им в аранжировке песен, записи нот. Никогда не отказываю в помощи, ведь это для меня ничего не стоит. В коллективе музыкального колледжа имени Дины Нурпеисовой меня ценят как хорошего теоретика, поэтому и держат до сих пор, никак не хотят отправлять на пенсию…(мягко улыбается).

По-настоящему серьёзную любовь к музыке ему привил сосед. Как это было, рассказывает Роальд Борисович:

Шла Великая Отечественная война… В то время наша семья жила в доме напротив завода имени Петровского. Как-то в нашем доме поселился эвакуированный из блокадного Ленинграда. Он очень любил музыку, жаль, не могу вспомнить его имени. По специальности он был геологом, но на рояле играл так, что дух захватывало. Этот небольшой рояль он привёз с собой. У него в квартире было много пластинок, в особенности классических вещей с нотами, так что можно было слушать то или иное произведение и наблюдать за тем, какие ноты при этом звучат. Я целые дни  проводил в его квартире, слушая пластинки. Думаю, эти незабываемые мгновения и повлияли на то, что я выбрал в своей жизни путь искусства.

…Мы попросили его исполнить одно из произведений собственного сочинения. Усевшись за рояль, Роальд Борисович изящно пробежал пальцами по клавишам и запел свой любимый «Урал». И снова дежавю, снова эти до боли знакомые, берущие за душу чистые звуки советской песни…

 

ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ И ПЛАГИАТЕ

– В союзные времена в Алматы работало «Общество по охране авторских прав». За исполнение моих произведений на тех или иных мероприятиях мне выплачивали небольшие гонорары. Для этого вначале необходимо было получить авторские права на ту или иную свою песню. Песни проходили экспертизу на предмет музыкального плагиата. А сейчас мои авторские права нигде и никем не защищены. Я даже не знаю, есть ли вообще сейчас в нашей стране такое общество.

Бытует мнение, что если совпадают кряду три ноты, то это не плагиат, а вот если пять – то да.

– Нет, это сказано в шутку. Некоторые композиторы шутят так: «В музыке всего семь нот, как же тут не воровать?» В действительности в музыке, кроме нот, существуют такие понятия, как ритм, темп, тембр, динамика, и в пяти совпадающих нотах они могут быть выражены по-разному, в музыкальном сопровождении различных инструментов. Таким образом, пять одинаковых нот могут звучать в разных вариациях. Иногда такое сходство встречается и у великих композиторов. Например, совпадают вступительные части «Концерта для фортепиано» Шопена и романса «На заре туманной юности» русского композитора Гурилева. Однако ни у кого не повернется язык назвать это плагиатом, поскольку это произведения различных музыкальных жанров. Поэтому о плагиате можно говорить, если в произведениях совпадают все вышеуказанные нюансы.

Сейчас много песен, сделанных словно под копирку, неинтересных ни в музыкальном, ни в поэтическом плане…

– К сожалению, это так. Многие, написав пару песен (иногда не зная при этом нот), начинают считать себя уже готовыми композиторами. Материал у них при этом «сырой», необработанный. Вот и получаются низкопробные вещи.  По-моему, всё это происходит из-за музыкальной неграмотности.

– Благодарю за беседу. Крепкого вам здоровья и творческих удач!

Айнур САПАРОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

3 января 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz