Атырау, 5 октября 12:35
 ясноВ Атырау +15
$ 481.84
€ 531.33
₽ 5.07

Школа по-западному. Первый сезон

15 404 просмотра

В последний раз мы с фотокором были в Назарбаев интеллектуальной школе 11 сентября – на торжественной церемонии открытия учебного заведения. Уже по совместному флешмобу учеников и учителей, отплясывающих Gangnam Style, стало ясно – атмосфера в НИШ особая. И практика хранить учебники и другие вещи в личных ящиках, которые расположены в коридорах школы, сразу напомнила сцены из западных подростковых телесериалов. Ребята, которых собрали из разных школ нашей области, проучились вместе всего две четверти, но у них уже появились свои традиции. В дни рождения друзья и одноклассники именинника наклеивают на его ящик стикеры с поздравлениями, и на серой дверце  расцветают яркие послания. А в обед ребята обязательно устраивают танцевальный флешмоб: пока первая партия детей обедает, другая «зажигает» в конференц-зале. К концу недели вся школа успевает разучить новый танец. Но основной упор, конечно же, делается на учебу. Об этом – наш разговор с директором НИШ в Атырау Тавилей Адиетовной АКИМОВОЙ (на снимке).

 

ИЗ УЧИТЕЛЕЙ УШЛИ ТОЛЬКО ДВОЕ

– Вы уже набрали полный штат преподавателей?

– Практически да, но ещё нужны 2 учителя математики и биологии с русским языком преподавания. Есть также два учителя, которые работают по совместительству. Один из них преподает в вузе, а второй не может уйти из другой школы, пока не доведет до ЕНТ своих учеников, которым преподает уже много лет.     

– Все учителя местные?

– В основном местные, а есть и те, кто прошёл отбор в Алматы, Актобе, Уральске, а также преподаватели-иностранцы (сейчас их 7, вскоре приедут еще 3). Они преподают физику, биологию, химию, математику, искусство, информатику и английский язык. Все наши учителя уже успели пройти курсы повышения квалификации в других городах и странах. На осенних каникулах 43 учителя обучались интегрированным программам в Астане, 9 учителей математики побывали на курсах в Кокшетау, Актобе и Шымкенте, где их обучали методике решения олимпиадных задач преподаватели МГУ. Четверо преподавателей по информатике, биологии и химии изучали IT-технологии в Сингапуре, ещё четверо углубленно изучали в Германии возможности использования нашего лабораторного оборудования. Недавно из Великобритании вернулись пять преподавателей химии, биологии и физики – они прошли интенсивные курсы английского языка в Кембридже и продолжат изучать язык на дистанционных курсах. Это позволит им в следующем году вести занятия по своим предметам на английском. Всего на этих курсах у нас будут учиться 25 предметников. В следующем году в 9-11-х классах начнётся обучение по новой интегрированной программе, которая предусматривает выборность предметов и преподавание на английском языке. 

– Отбор учителей в школу был нелегким, и, тем не менее, некоторые преподаватели, которым удалось пройти все испытания, по какой-то причине ушли…

– Буквально 3 сентября нас покинули двое учителей – они не привыкли работать в таком режиме, который принят в системе НИШ. С тех пор никто не уходил.

– В общеобразовательных школах существует аттестация учителей. По каким критериям оцениваются ваши преподаватели?

– У нас другая система аттестации. Существует 6 квалификационных уровней: учитель-стажер, учитель, учитель-модератор, учитель-эксперт, учитель-исследователь и учитель-мастер. К учителям-стажерам относятся преподаватели, имеющие менее двух лет стажа, остальные – на позиции «учитель». В новых школах, работающих первый год, учителя не подают заявления на повышение своего квалификационного уровня.

– Какая система поощрений у вас принята, помимо высокой заработной платы?

– Зарплата у нас выше, чем в общеобразовательных школах, помимо этого существует система премиальных. Премии – в размере должностного оклада. Поощрения выплачиваются на основании приказа АОО, но как минимум это 4 премии в год. Есть еще премии по итогам квартала и года за особый вклад в дело образования – участие в конференциях, семинарах, издательская работа, победы учащихся в интеллектуальных состязаниях. Помимо этого, при выходе в отпуск выплачивается лечебное пособие, также в размере оклада.

 

С ТРАНСПОРТОМ БЫЛО ТРУДНО

– До НИШ можно добраться только на маршрутных автобусах №4 и №30А, и их работа первое время вызывала нарекания со стороны родителей и учителей. Удалось ли решить вопрос с транспортом?

– Да, мы боролись за дисциплину водителей. Бывали моменты, когда детей отказывались впускать в автобус, либо водители могли сократить маршрут,  развернуться и уехать, не доезжая до школы. Поэтому мы пришли к тому, что водитель каждого автобуса, подъезжающего к школе, должен расписаться в журнале, который находится у нашей охраны, указать номер автобуса и время приезда. Подобную систему внедрила сама транспортная компания, она же проверяет данный журнал. После Нового года транспортники обещают выпустить на нашу линию несколько больших автобусов. Сегодня ситуация уже намного лучше. Мы постоянно на прямой связи с транспортным предприятием, обслуживающим наш маршрут. Большое участие в этом вопросе приняли городские власти, они оперативно откликнулись на нашу просьбу обеспечить безопасность движения в районе школы. В начале сентября были установлены все необходимые дорожные знаки, сделаны разметки, пешеходные переходы, «лежачие полицейские».

– Все ли из тех, кто поступил в вашу школу, продолжают сегодня учебу?

– Недавно мы подвели промежуточные итоги. С начала учебного года отказались от образовательного гранта 8 детей, но они ушли не из-за проблем с транспортом. Одна девочка уехала учиться в США, двое ушли из-за проблем со здоровьем, а пятерым просто было трудно учиться – у них были проблемы с предметами, преподаваемыми на казахском языке. Независимо от языка обучения история Казахстана и география в 7-8 классах у нас ведутся на казахском языке.

 

СПРОС ДРУГОЙ

Какая система оценки знаний принята в системе НИШ, проводится ли промежуточный контроль? При каких условиях учащегося могут лишить образовательного гранта?

– Обучение ведется по разным программам. 7-8-е классы занимаются по интегрированной образовательной программе, 9-11-е – по экспериментальной, и обе программы кардинально отличаются от программ общеобразовательных школ. Мы делаем основной упор на практическое применение знаний. В этом плане детям очень сложно: знания у них есть, а что с ними делать дальше, они не всегда представляют. Спросите ребенка в общеобразовательной школе, для чего он изучает ту или иную тему – боюсь, он не найдет что ответить. Учит потому что надо, потому что хочет получить хорошую оценку. Мы же учим для того, чтобы ребенок потом мог извлечь из знаний какую-то пользу для себя. Непременной составной частью поурочного плана является пример из жизни, учитель не должен упускать этот момент. И я, и мои заместители при посещении уроков обращаем внимание, смог ли учитель донести до детей практическую значимость тех знаний, которые он дает на занятии.

Как в любой другой школе, по окончании каждой четверти выставляются четвертные оценки, в конце учебного года – годовые. Если у ребенка три тройки в годовых оценках, ему грозит отчисление. И дети, и родители это знают, очень стараются. Итоги первой четверти оказались далеко не блестящими: низкая успеваемость, низкое качество знаний. Учащиеся уже поняли, что наши учителя строги в выставлении оценок, поблажек никому не дают, ученики постепенно адаптируются, и думаю, в этой четверти результаты будут лучше.

 

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ

– Оказывается, не только учителя, но и учащиеся НИШ имеют возможность выезжать на обучение за рубеж. По какому принципу выбирают детей? 

– На каждый курс приходит своя разнарядка из департамента АОО по работе с учащимися. В сентябре учащиеся прошли стартовый мониторинг, который проводили представители АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Они оценивали знания детей, понимание тем, умение применять знания, анализировать.

По итогам мониторинга мы выявили 10 самых сильных девятиклассников, а поскольку в следующем году они у нас будут проходить тестирование IELTS, то мы отправили их на языковые курсы в Англию. В некоторых случаях на первый план выходит успеваемость по профильным предметам, знание английского языка при этом не важно. В таких случаях мы отбираем и отправляем лучших учеников по физике, химии, математике. Наши дети недавно вернулись из Кембриджа, несколько учащихся прошли обучение в Сингапуре, еще 10 человек, наоборот, уехали туда. Побывали наши ребята и в Москве, на курсах по биологии. В Белоруссии они изучали олимпиадные задачи по физике. Буквально на днях 5 учащихся вернулись из Англии и Швейцарии. 

– Ученики проводят в школе целый день с 9 утра до 5 вечера. Задают ли им домашние задания?

– Основные и дополнительные занятия длятся до 15.40, каждый день у них по 8 уроков. Домашние задания мы стараемся свести к минимуму, ребенок просто должен закрепить то, что изучил ранее. После уроков у детей начинается кружковая работа, секционная. Мы уделяем внимание разностороннему воспитанию детей, у них есть возможность заниматься футболом, настольным теннисом, волейболом, борьбой, проявить себя в искусстве. Команды нашей школы уже побывали на спартакиадах в Уральске, Актобе и даже вошли в число победителей. Во время зимних каникул в Шымкенте пройдет арт-фестиваль – планируем принять в нем участие.

 

ТО, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПРОФЕССИИ

– В 2015-м году образовательная система Казахстана переходит на 12-летнее образование. В первую очередь преобразования ждут младшее школьное звено. В НИШ учатся дети с 7-го класса, но наверняка изменения коснутся и вас…

– Наши ученики 9-х классов будут заканчивать 11 классов, а вот ученикам 7-8 классов предстоит учиться уже 12 лет. Поэтому сейчас они повторяют многое из того, что уже прошли в общеобразовательных школах. Поначалу это немного обескураживало наших родителей, но таков стандарт, который принят во всем мире. В 11-12-х классах начнется более углубленное изучение предметов, и дети должны быть к этому готовы и психологически, и физиологически. В 11-м классе мы даем учащимся возможность выбрать один профиль из нескольких: химико-биологический, физико-математический и т. д. Им не придется, как в обычной школе, изучать 15 предметов, будет только 10 – несколько обязательных, несколько по выбору и физкультура. Выбирать они будут только те предметы, знания по которым им будут необходимы для будущей профессии.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

26 декабря 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.