Атырау, 5 октября 10:30
 ясноВ Атырау +25
$ 481.84
€ 531.33
₽ 5.07

После двух вузов - за профессией

7 303 просмотра

Из 300 студентов межрегионального центра APEC более 60% уже имеют высшее образование, а некоторые – даже два диплома вуза. И тем не менее они пришли в центр за конкретной рабочей специальностью. Это свидетельствует о том, что на рынке труда сегодня более востребованы специалисты технического звена, чем люди с высшим образованием.

Об этом говорил заместитель председателя правления НАО Холдинг «Кәсіпқор» Сабыржан МАДЕЕВ нафоруме «Модернизация ТиПО для нужд нефтегазовой отрасли», который прошел 11 декабря в здании АРЕС Petrotechnic. Организаторами выступили НАО Холдинг «Кәсіпқор», Палата предпринимателей Атырауской области и APEC Petrotechnic «Межрегиональный профессиональный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров» г. Атырау.

 

ПАЛАТА ВОЗЬМЁТСЯ ЗА КОЛЛЕДЖИ

Некоторые вопросы, обсуждавшиеся на форуме, уже были затронуты на прошедшем недавно в Атырау республиканском семинаре с участием руководителей профессионально-технических учебных заведений страны, представителей бизнеса, Национальной палаты предпринимателей и Ассоциации KAZENERGY (см. АЖ №49 от 05.12.13 г., «Клеймо “local”»). Но, как заметил С. Мадеев, это как раз говорит об актуальности проблемы. Уже более 5 лет в стране существуют эталонные организации образования, как то Назарбаев Университет в системе вузов и Назарбаев интеллектуальные школы в сфере среднего образования, которые, по выражению г-на Мадеева, «как локомотив тянут вперед всю систему». Колледж APECPetrotechnicпризван стать таким в сфере ТиПО (профессионально-техническое образование). В 2015 году в Астане и Алматы откроются 2 колледжа мирового уровня, которые будут готовить специалистов по 6 актуальным профилям. И в ближайшие 2-3 года планируется открыть аналогичные нашему колледжи в Усть-Каменогорске, Шымкенте и Экибастузе. До 2020 года холдинг совместно с акиматами откроет 10 партнерских колледжей по всей стране, каждый из которых будет ориентирован на актуальные в регионе профессии. В Караганде это, к примеру, строительство и ЖКХ, металлургия, в Кокшетау – туризм и гостиничное дело, машиностроение и металлургия и др. Колледжи не будут работать сами по себе – одной из целей их создания является каскадная трансляция опыта «Кәсіпқор» на всю систему профтехобразования в стране.

У нас на государственном уровне нет реальных сведений о потребности в средне- и долгосрочной перспективе в кадрах технического обслуживающего труда, не ведется подготовка по новым специальностям, востребованным на рынке труда,– отметил руководитель Палаты предпринимателей Атырауской области Асылбек ДЖАКИЕВ.

По его мнению, в общеобразовательных школах отсутствует система профориентации учащихся, в итоге выпускники ориентированы лишь на поступление в вузы, а в колледжи и профлицеи отправляются самые слабые, от которых спешит избавиться школа во избежание низких показателей по ЕНТ. Выделение средств на учебно-производственное оборудование происходит стихийно, без учета требований современного производства, в итоге только 30% колледжей имеют современное оборудование, да и то всего по одной специальности. Уровень квалификации мастеров производственного обучения оставляет желать лучшего. А самое главное, отсутствует обратная связь между колледжами и работодателями. В частности, у нас не готовят студентов по новым специальностям, востребованным на рынке труда – газорезчиков, футеровщиков, огнеупорщиков, монтеров автоматических систем и др. Получается, что объекты образования готовят специалистов, но непонятно для кого.

Как представитель работодателей, Национальная палата предпринимателей готова участвовать в разработке единого классификатора перечня отдельных специальностей и квалификаций, а также в создании независимых центров сертификации по 14 отраслям, один из которых будет в Атырау. Кроме того, НПП планирует взять под свое крыло несколько колледжей и заняться их модернизацией.

 

РАВНЕНИЕ – НА ФРГ

Наша страна находится в самом начале модернизации технического и профессионального образования. В связи с этим большой интерес представляет обзор ТиПО в Атырауской области и уроки опыта стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития, который представил политический аналитик программы ОЭСР Мартин ПОСПИШИЛЬ. Данная программа ориентирована на содействие экономическому росту и развитию одиннадцати стран, в прошлом входивших в Советский Союз, а также Афганистана и Монголии. Аналитики сравнили опыт Австрии, Дании, Нидерландов, Швеции, Франции. В Австрии, к примеру, для учителей обязателен рабочий опыт в промышленности, поэтому у инструкторов высокая квалификация. Сама система ТиПО связана с высшим образованием благодаря опции «профессиональный бакалавриат», чем обусловлен высокий уровень успешности. К примеру, в Германии профессионально-технические учебные заведения являются основными поставщиками кадров для химической отрасли. Квалифицированные рабочие, имеющие техническое и профессиональное образование, составляют 56% занятых на химпроизводстве, 16% – выпускники ТиПО, 13% – технические специалисты, остальное поле делят между собой неквалифицированные рабочие и практиканты-стажеры. Система ТиПО в Германии, кстати, является одной из самых эффективных и может послужить примером для развития образования в химической отрасли.

Что касается системы ТиПО в Казахстане, то г-н Поспишиль отметил наши плюсы, к которым относится государственное реформирование системы профобразования, открытие Национального центра повышения квалификации «Орлеу» для преподавателей, создание Холдинга «Кәсіпқор», открывшего ряд колледжей ТиПО, в том числе Атырауский центр нефтегазового обучения (APEC). «Кәсіпқор» внедряет передовой опыт в сфере ТиПО: составление учебных планов в сотрудничестве с работодателями, обучение казахстанских преподавателей у иностранных партнеров и т. д. В октябре Европейский Союз завершил проект, в рамках которого оказывалось содействие развитию ТиПО в Казахстане. Основное внимание уделялось трем пилотным отраслям (машиностроение, нефтегазовая промышленность и сельское хозяйство) в трех пилотных регионах (Атырауская, Восточно-Казахстанская и Акмолинская области). Одним из основных достижений проекта стала разработка Национальной и Отраслевой рамок квалификаций.

 

У ДВЕНАДЦАТИ НЯНЕК…

Но и текущих проблем у нас немало. В первую очередь это разрозненное управление ТиПО: им занимаются около 12 различных учреждений, которые мало взаимодействуют между собой. Согласно результатам проведенного ОЭСР опроса представителей частного сектора, предприятия зачастую не могут найти в стране специалистов с подходящей квалификацией, так как обучение в колледжах еще недостаточно гибко, чтобы оперативно отвечать на отдельные потребности местного рынка труда. Кроме того, существует риск, что начинания холдинга «Кєсіпќор» будут рассматриваться как отдельный, обособленный проект, а успешный опыт других колледжей останется без внимания.

Можно смело утверждать, что эти проблемы актуальны как для всей страны, так и для Атырауской области в частности. Проведенный здесь опрос показал, что с работодателями, представляющими местный частный сектор, редко консультируются на предмет их потребностей в кадрах. Более того, работодатели не осведомлены о предложениях системы образования в Атырауской области, некоторые даже не знали про APEC. Характерный для нашего региона штрих – работодатели недовольны уровнем владения английским языком выпускников ТиПО.

В рамках форума между работодателями и колледжами по подготовке кадров для нефтегазовой отрасли были подписаны меморандумы о сотрудничестве.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

19 декабря 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.