На прошлой неделе оператор Кашагана NCOC организовал медиатур для казахстанских журналистов в г. Саутгемптон (Англия), где базируется крупнейшая международная организация по реагированию на нефтяные разливы третьего уровня (т. е. свыше 250 тонн) «Ойл Спил Респонс Лимитед» (OSRL). Также представители консорциума организовали несколько презентаций о готовности самого оператора к ликвидации нефтяных разливов.
ВСЕ УСЛУГИ ГАРАНТИРОВАНЫ
OSRLявляется производственным обществом, основанным более чем 120 участниками (акционерами), среди которых Exxon Mobil, Chevron, ConocoPhilips и др. NCOC является ассоциированным членом OSRL(т. е. участником с ограниченным количеством активов), поскольку разрабатывает одно месторождение (Кашаган), а не несколько по всему миру как полноправные члены. Но все услуги OSRLв полном объёме гарантированы и для него. Помимо Саутгемптона, ресурсы OSRL базируются в Сингапуре и Бахрейне.
Ресурсы OSRLбыли использованы в ликвидации аварии в Мексиканском заливе.
По данным OSRL, только в 2013 году произошло 27 инцидентов, в которых понадобились её услуги. Эти аварии в Великобритании, Южной Америке (прорыв трубопровода на суше), несколько разливов в Западной Африке, Сингапуре. Во всех этих случаях OSRLзанималась ликвидацией разливов и на берегу и на море.
АНГЛИЙСКАЯ БАЗА
База OSRL в Саутгемптоне занимает внушительную территорию в несколько квадратных километров. Всё оборудование, предназначенное для ликвидации нефтяных разливов, упаковано, имеет готовые наборы комплектующих и документацию, необходимую для таможенной очистки. Часть оборудования погружена на трейлеры и в случае необходимости готова отправиться в аэропорт.
На складах имеется оборудование, предназначенное для основных способов ликвидации нефтяных разливов, применяемых в мире: сбора нефти с поверхности моря, сжигания нефти на месте, а также системы заграждения (боны), диспергенты, абсорбирующие вещества.
OSRL располагает двумя грузовыми самолётами типа «Геркулес». Но уже в 2014 году они будут списаны и заменены на Боинги-727. Преимущество Боингов перед «Геркулесами» в скорости и дальности полётов. Самолёты используются для перевозки оборудования и распыления диспергентов. Помимо этого, у OSRL есть доступ к рынку коммерческих (чартерных) самолётов.
К слову, услуги OSRL стоят недёшево. К примеру, немедленный вылет самолёта в зону разлива компании-участнику обойдётся в 100 тысяч долларов. Но все эти огромные средства компания вкладывает в обновление оборудования, т. к. по статусу ей не положено обогащаться.
«МЫ МИГОМ!»
В случае ЧС первое, что должна сделать компания-участница, позвонить в OSRLи предупредить об инциденте, независимо от уровня разлива. На базе в Саутгемптоне тут же вводят режим готовности. Все звонки стекаются в один кабинет и оттуда идут команды мобилизации ресурсов и персонала. Звонки принимаются круглосуточно.
В первые 48 часов после поступления заявки OSRL на бесплатной основе предоставляет услуги консультанта, который вылетает на место аварии. Основываясь на оценке консультантом уровня разлива, OSRL приступает к мобилизации необходимого оборудования.
–Из какого аэропорта вылетит самолёт в случае аварии на Кашагане?
– Он вылетит из одного из грузовых аэропортов Великобритании, чаще всего самолёт OSRL базируется в аэропорту Ист Мидлендса.
–Какой самолёт полетит: Боинг-727 или чартерный?
– Все зависит от ситуации и готовности компании раскошелиться: т. е. насколько срочно необходима помощь; во сколько это обойдётся; сколько нужно оборудования. У Боинга, к примеру, грузоподъёмность всего 25 тонн. В любом случае OSRLтолько предлагает варианты. Решение принимает компания-участница.
–Как быстро прилетит самолёт, если звонок поступил из Атырау?
– Обычно для этого требуется 1-2 дня, включая погрузку оборудования, 8 часов полёта до Атырау. Но это в том случае, если будет задействован свой самолёт Боинг-727.
Если потребуется чартер, то всё зависит от цены: немедленная отправка, например, будет стоить от 100 тысяч долларов, если ситуация позволяет подождать до завтра, – вдвое дешевле. В любом случае, последнее слово остаётся за заказчиком.
Срок в один, максимум два дня рассчитан с учётом того, что казахстанская сторона ускорит процесс оформления виз для персонала и прохождения таможенной очистки.
Кстати, мы попросили дать оценку прошедшим в мае этого года учениям «Кашаган-2013». По словам представителей OSRL, их впечатлила готовность казахстанской стороны обеспечить все условия для работы. Доставить груз, пройти таможенные процедуры, разгрузить оборудование, показать, как оно работает, и приехать обратно в Саутгемптон – все это уложилось в 24 часа.
ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ДИСПЕРГЕНТАМИ
В мире сегодня применяется в основном три способа ликвидации нефтяных разливов на море – применение диспергентов, сжигание разлитой нефти на месте и её механический сбор. Специалисты OSRL отметили, что эти методы эффективны, но их применение должно быть законодательно закреплено Казахстаном.
Как сказал менеджер по развитию бизнеса OSRL Ник Хазлетт-БИРД, с Казахстаном вопрос о применении диспергентов ещё не обсуждался:
– Но мы ведём переговоры с представителями других стран Прикаспийского региона. Каждая страна имеет свою политику в этой области. Диспергенты были созданы для использования в морской воде, но, как показали исследования, их применение возможно и в пресной воде. Мы призываем компании-участницы сделать оценку воздействия диспергентов на окружающую среду до наступления аварийного случая.
Менеджер по внешним связям NCOC Ханс ВЕНК, отвечаяна вопрос о том, проводились ли такие исследования в NCOC, сказал следующее:
– В настоящее время в Казахстане есть утверждённый перечень диспергентов, но нет подробных инструкций для их применения в рамках Национального плана. Например, нужно законодательно утвердить порядок и условия применения диспергентов, в том числе утвердить: запасы диспергентов и порядок их хранения; технический регламент применения/распыления диспергентов; определить участки в КСКМ, в которых применение диспергентов разрешено (в соответствии с глубиной, расстоянием до береговой структуры, экологически чувствительными зонами и т. д.). В настоящее время эта работа только начинается. Поэтому политика NCOC в этом отношении еще не сформулирована.
КАЗАХСКАЯ БАЗА
Менеджер по связям и стратегии управления кризисными ситуациями NCOC Гани ЖАРИКЕСОВ, говоря о нынешней готовности консорциума к ликвидации аварийных разливов нефти, сказал, что оператор применяет поуровневый подход, определённый Ассоциацией представителей нефтегазовой промышленности по охране окружающей среды и социальным вопросам (IPIECA).
По нормам IPIECA, существует трёхуровневый подход к планированию ликвидации нефтяных разливов: первый уровень – незначительные разливы локального значения (до 10 тонн нефтяных разливов), второй – умеренные разливы регионального значения, где требуются дополнительные ресурсы самой организации и государственных органов (от 10 до 250 тонн), третий уровень – разливы больших масштабов, где требуется международная поддержка (свыше 250 тонн).
Г. Жарикесов заявил, что NCOC готов самостоятельно локализовать любой разлив нефти:
– У консорциума имеется достаточное количество своего оборудования, есть арсенал для мелководья. В нашем распоряжении СКЭБР, которая будет введена в эксплуатацию в марте 2014 года, речной порт – наша действующая база для ликвидации разливов 2-го уровня в условиях мелководья и основная наша база в Баутино – там находятся наши основные ресурсы для ликвидации разливов 2-го уровня.
Для механического сбора нефти имеется более 100 единиц техники с пропускной способностью более 2 700 тонн в час, 180 насосных установок общей мощностью более 3 600 тонн в час, специальные мобильные хранилища для собранной нефти общей вместимостью более 3 000 тонн. В консорциуме создана специализированная группа с 30 обу-ченными специалистами для ликвидации аварийных разливов. Имеются также вертолёты, суда ледокольного класса, оснащённые оборудованием для тушения пожаров на море, а также боновые заграждения общей длиной более 30 км.
«ЖДАТЬ НЕ БУДЕМ»
Вопросы Г. Жарикесову.
– Что будете делать до прилёта специалистов из Саутгемптона?
– Если произойдёт разлив, слово «уровень» отпадёт, оно больше применимо к планированию. Мы немедленно приступим к развертыванию имеющихся ресурсов и оборудования независимо от объёма разлива. Будет произведена оценка разлива и налажена коммуникация со штабом ликвидации ЧС. Одновременно будут вестись переговоры с компанией OSRL. То есть мы не будем сидеть и ждать, когда разлив дойдёт до третьего уровня.
– Как будет организована эвакуация персонала с островов при выбросе сероводорода?
– На базе консорциума имеются специальные эвакуационные суда ледокольного типа с системой подачи воздуха вместимостью 324 человека каждое. Всего таких судов 12.
– Как будет утилизироваться собранная нефть?
–Сбор нефти будет производиться в специальные мобильные хранилища общей вместимостью более 3 000 тонн, они будут отправляться в Баутино для дальнейшей утилизации.
–Какой конкретно метод будет применяться при разливе: сжигание, механический сбор или использование диспергентов?
–Прежде всего, определим объём разлитой нефти и направление, в котором перемещается пятно. Если объём незначительный, будут использованы боновые ограждения. И после локализации разлитая нефть будет собрана при помощи скиммеров (нефтесборщиков). Если разливы более значительные, дополнительно будет определяться траектория направления пятна с целью защиты береговой структуры и потенциально чувствительных зон при помощи боновых заграждений. И далее будет выбран способ ликвидации разлива: механический сбор или сжигание на месте. На сегодняшний день применение диспергентов в нашем консорциуме не рассматривается как приоритетный способ ликвидации.
– Очевидно, наибольшую опасность в аварийных ситуациях представляет высокое давление пластов?
–На Кашагане мы пробурили более 40 скважин, все они готовы к добыче. Когда буришь, не знаешь, как она себя поведёт, а когда пробурил, построил, она уже управляема, и риск фонтанирования минимален. То есть все меры контроля наготове, при каких-либо небольших отклонениях можно заглушить скважину.
Сауле ТАСБУЛАТОВА