В странах Таможенного союза введена автоматическая система информационного обмена, которая должна, по замыслу, ускорить и упростить процедуру оплаты таможенных пошлин и налогов.
Теперь предприниматели могут получить сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, который необходим для перемещения товаров по Российской Федерации, Белоруссии и Казахстану, на территории любой из этих стран. Ранее сертификат выдавался в виде официальной бумаги при открытии процедуры таможенного транзита непосредственно на территории той страны-участницы ТС, через которую товар пересекал границу Союза. Например, если казахстанский предприниматель закупал товар в Литве и вез его через Белоруссию, то сертификат он должен был получить в Белоруссии, что требовало больших затрат времени и денег. В качестве обеспечения транзита применялись бумажные носители: таможенное сопровождение и т. д.
– Наш предприниматель раньше не мог получить сертификат в Казахстане и на его основании провозить товар по России или Белоруссии, там не признавали наш документ. Бизнесмены вынуждены были оплачивать таможенное сопровождение, которое проводили сотрудники таможенных служб этих стран. Кроме того, для открытия сертификата требовалось обеспечить его денежным депозитом, – рассказывает главный специалист отдела контроля доставки товаров и транспорта ДТК по Атырауской области Алшын САРИЕВ.– После доставки товара у предпринимателей была еще одна проблема – закрыть этот депозит и вернуть свои деньги. Теперь все намного проще, предприниматели получают сертификат в Казахстане, и этот документ признается на всей территории ТС.
Зульфия ИСКАЛИЕВА