Жильцы общежития №33 А по улице Ж. Молдагалиева категорически требуют нового жилья.
ЖЕНСКИЙ БУНТ
Утром 20 ноября три десятка решительно настроенных женщин собрались у дверей городского акимата. Их принял заместитель акима города Жумабай КАРАГАЕВ. В результате эмоционально накаленной встречи замакима решил нанести встречный визит в субботу.
…Пятиэтажное общежитие из силикатного кирпича построено 40 лет назад, какого-либо значительного ремонта дом не знал или не помнит. Забота об имуществе никогда не была сильной стороной владельцев здешнего жилья. Все правоустанавливающие документы утеряны во время приватизации, КСК не создавались… Как следствие полной коммунальной анархии – регулярные пожары из-за безобразного состояния электросетей, зловонные лужи канализационных стоков в подъездах, отсутствие отопления, круглогодичная плесень на стенах и невыносимый, въевшийся в растрескавшиеся стены, гнилые полы, пропитавший саму здешнюю атмосферу запах откровенной нищеты. Так выглядит подъезд для жильцов первого этажа: узкий чёрный длинный коридор без единой лампочки, свет сюда проникает только тогда, когда кто-то из жильцов открывает дверь комнаты. Особо мнительным так и мерещатся пляски туберкулёзных палочек, что, может, и недалеко от истины – кого только не перевидали эти стены. На самом деле лёгочные заболевания, во всяком случае пневмония (даже у грудничков), – самый распространённый диагноз у жильцов, как и астма.
Не намного лучше положение тех, кто живёт этажами повыше. Планировка такова, что площадки при смене уровней лестничных маршей не предусмотрены, человек на последней ступени упирается в глухую стену и вынужден, изловчившись, сразу же перепрыгивать на следующий пролёт…
Нынешние власти унаследовали ведомственные общаги советских времён только в качестве головной боли: некогда ведомственные общаги город предусмотрительно не принял на баланс, денег на их содержание в бюджете не предусмотрено, но ходоки оттуда покоя не дают. Они вроде поняли уже, что им никто ничего не должен, капитализм уже давно на дворе, но среда обитания их выдавливает, гонит. Пока – к местным чиновникам.
«МЫ НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ!»
– Не поможет – пойдём выше, в ООН, в бюро по правам человека, мы всему миру покажем, как живут жители «нефтяной столицы»! – угрожает Мира КОСУБАЕВА (на снимке).
Привлекательная молодая женщина с геометричным каре, аккуратным макияжем, грамотной речью не вписывается в портрет персонажа, живущего в таком доме. Они с мужем смогли накопить 8 000 долларов и купили в 2008-м 17-метровую комнату. Стенка, напротив диван, кокетливый стеклянный десертный столик на колесиках…
–Душевую кабину установили, бойлер, интернет, вы же видите – здесь живут не бомжи и алкоголики, а нормальные люди, у которых просто нет денег на лучшее. Все, кто мог, давно отсюда сбежали, но нам некуда, – поясняет Мира. – У нас сейчас на 154 комнаты-квартиры 6-7 пьющих. Это стереотип, что в общагах одни алкоголики. Они повымирали уже почти все, кто спился, кто покончил с собой. Нынешние жители общаг – это обычные нормальные люди, такие же, как вы: работают, учатся, растят детей.
– Судя по состоянию подъездов, маргиналов, не способных донести мусорные пакеты до контейнеров, всё же больше, чем 6-7.
–Да, мусор – это мы, сами жильцы… Мы постоянно ведём войну против таких представителей, но беда этого дома в том, что из 154 квартир 101 сдаётся в аренду. А доказать временно живущим необходимость соблюдать правила общежития почти невозможно. Всё остальное мы делаем своими силами: каждый год пытаемся отремонтировать текущие потолки, отмываем плесень со стен, что-то делаем с электропроводкой, которая регулярно горит. За последний месяц вот уже было четыре пожара, хорошо, успеваем заметить и потушить, а если не успеем? Вот это нас допекло, и мы пошли в акимат.
Мира, с которой мы поначалу по телефону добеседовались до повышенных тонов, хочет, чтобы я признала: так жить нельзя. Мои либеральные взгляды в атмосфере плотной вони этого места теряют чёткость, доводы про «просто надо работать, и будет вам счастье» поплыли, и особенно мне стыдно вот за этот любимый многими псевдоздравый вопрос: «зачем рожать детей в таких условиях?» при виде этих ухоженных, здоровых, хорошеньких детей. И да, я согласна, так жить нельзя. Это что-то вроде параллельной реальности, за которую мне как современнику стыдно, недостоевским описать это нельзя, это нужно пережить. Но если для замакима и для нас с фотокором это лишь экстремальная экскурсия, то для сотен людей – обыденность. Здесь они влюбляются, женятся, рожают детей… Кстати, о детях: вопреки всему они здесь рождаются часто – из каждого окна на нас глазели целые стайки любопытных малышей. У ИСЕНИЯЗОВЫХ на 9 кв. м их жилища приходится 8 душ. Родители на работе (отец работает по вахтам), старшая, студентка колледжа, прячется от камеры – стесняется, мелкие жмутся друг к другу на продавленном диване. Интерьер, конечно, удручающий – одёжный шкаф, напротив диван, над ним добротная широкоэкранная плазма, «кухня» справа у входа в нише шириной около полуметра, слева – туалет площадью около полутора метров. Вопрос, где ест семья, неуместен – стола нет. Но вот понять, где спят шестеро детей и папа с мамой, сложно…
ВСЯ НАДЕЖДА НА ДЕДА МОРОЗА
У жильцов есть стратегия – они рассчитывают, что дом признают аварийным. И этот день они приближали, как могли: никогда не создавали КСК, категорически отказались от участия в программе термомодернизации, более того, они не желают никакого значительного ремонта даже забесплатно. Их позиция чёткая – они хотят сноса, и баста. Моё субъективное мнение – они правы, любой ремонт лишь оттянет неизбежное разрушение. Говоря пошлым языком анекдотов, пациент скорей мёртв, чем жив.
По словам Карагаева, городской отдел ЖКХ сейчас занимается восстановлением правоустанавливающих документов дома. Тем временем город, учитывая ситуацию, изыскал средства и уже заказал обследование специализированной организацией на предмет аварийности здания. Но даже если дом будет признан аварийным, город, по его словам, не в состоянии выделить моментально из госрезерва 154 квартиры.
– Вы будете включены в льготный список очередников из аварийных домов и будете ждать: не знаю, может, год, а может – 10 лет. Очередь не двигалась, как вы жалуетесь, потому что мы переселяли людей в город селами, например жителям Байчунаса было предоставлено 800 квартир. Теперь очередь должна продвигаться быстрее. Но никто не гарантирует, что будет быстро. Поэтому в любом случае вам нужно консолидироваться, создавать КСК или присоединиться к кооперативам по соседству и ухаживать за своим домом, проводить хотя бы минимальные мероприятия по поддержанию порядка, – сказал Карагаев. – Это приватизированное жильё, на его ремонт мы не имеем права выделять из бюджета ни копейки, но мы готовы за счёт спонсорской помощи откачать подвалы, привести в порядок коммуникации до ввода в дом – при условии, что вы будете и сами предпринимать необходимые меры.
Но если эксперты признают дом годным, льготной очереди общаге по Молдагалиева не видать. Ирония судьбы, но дата выдачи экспертного заключения назначена на… 31 декабря. Общага ждёт этого дня с трепетом.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА