Атырау, 20 мая 03:49
 ясноВ Атырау +19
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

Смех в Астане и слезы в Атырау

11 706 просмотров

Инвалиды из Атырау в поисках правды добрались до столицы

Не доверяя чиновникам из местных профильных ведомств, они делегировали в столицу своих представителей, которые и доставили их обращение в администрацию президента, в Национальный центр по правам человека и министерство труда и социальной защиты. Недавно из министерства пришел долгожданный ответ.

 

В СТОЛИЦЕ ОБНАДЁЖИЛИ

Напомним предысторию. Конфликт инвалидов с горсобесом по поводу оплаты труда их индивидуальных помощников длится почти год (см. «АЖ» №37 от 12.09.2013 г., «Как аким поводырём поработал»). Люди с ограниченными возможностямипытаются добиться отмены требования об обязательном подтверждении акта выполненных индивидуальным помощником работ соответствующими подписями и печатями. К примеру, если помощник сопровождал инвалида в магазин, он должен подтвердить это росписями сотрудников торговой точки. В какой-то момент вроде удалось урегулировать этот вопрос, но с выдачей зарплаты индивидуальным помощникам из расчёта 8 рабочих часов 5 дней в неделю всё равно возникают проблемы.

Доследственная проверка финансовой полиции, проведенная по жалобе инвалидов, не нашла нарушений закона в действиях сотрудников городского отдела занятости и социальных программ, НПО «Мугедек Алеми» и ОО «Шуак». Не удовлетворенные таким поворотом дела, инвалиды побывали на приёме у акима города Серика АЙДАРБЕКОВА и заместителя акима области Шынгыса МУКАНА. На встрече в областном акимате договорились создать специальную комиссию из представителей уполномоченных органов и инвалидов. Однако и её работа не принесла результатов. В итоге, не добившись справедливости в Атырау, инвалиды отправились в Астану.

– В своём обращении мы поднимаем три самых главных вопроса: вопрос учёта труда и оплаты индивидуальных помощников; завышенные цены на тифлотехнику низкого качества и отсутствие санаторно-курортного лечения. Мы не понимаем, почему государство закупает для нас по тендеру тифлотехнику втридорога, а она ломается чуть ли не на следующий день. К примеру, специальные «говорящие часы» (при нажатии на кнопку они объявляют время), которые на барахолке в Алматы стоят 250 тенге, а у нас на базаре можно купить за 400, государство приобретает уже по750 тенге. Насчёт санаторно-курортного лечения нам постоянно говорят в облсобесе, что они проводят тендер на предоставление услуг, но в нём никто не желает участвовать. В то же время под Алматы есть прекрасный санаторий «Спутник», специализирующийся именно на незрячих пациентах, – говорит один из тех, кто ездил в Астану,инвалид по зрению Виктор ПЯСТОЛОВ.

Сначала делегаты побывали в администрации президента, оттуда направились в министерство труда и социальной защиты, где наконец-то получили техническую сертификацию для тендеров по услугам индивидуальных помощников – ранее этот документ они безуспешно пытались получить в местном горсобесе. Кстати, и. о. директора департамента социальной помощи министерства труда и социальной защиты населения Айгуль ТАБЕРГЕНОВА,когда наши инвалиды попросили её подписаться и поставить печать в табеле учёта времени своих помощников, рассмеялась и сказала, что это вовсе не обязательно. Большое впечатление на делегатов произвела встреча с руководителем Национального центра по правам человека Вячеславом КАЛЮЖНЫМ.

Некоторые результаты поездки уже есть – городская прокуратура начала проверку по тифлосредствам.

 

УХОД ПО-АНГЛИЙСКИ

14 ноября на общем собрании вздании областного управления Казахского общества слепых был зачитан ответ министерства труда и социальной защиты. Там, в частности, говорится, что по результатам изучения документов установлено: между Атырауским городским отделом занятости и социальных программ и ОО «Атырауское общество инвалидов-спинальников “Шуак”» заключён договор №30 от 28 мая 2013 года на оказание услуг индивидуального помощника. «Согласно пункту 3.2, приёмка предоставленных услуг осуществляется путём подписания акта выполненных работ, в котором должна быть указана дата с приложением табеля учёта времени. Акт выполненных работ должен быть заверен подписью обслуживаемого лица(подчеркнуто в письме. – Прим. З. И.). Согласно пункту 4.1.10 исполнитель имеет право на дополнительную работу в свободное время. При этом в приложении №2 к конкурсной документации предусмотрен перечень отчётности, которую поставщик услуг должен ежемесячно предоставлять заказчику, включая табель учёта времени, отчёт о выполнении задания об оказании социальных услуг, подлежащих оплате. При этом истребование печатей и подписей организаций, которые посещают инвалиды с индивидуальными помощниками, в представленных договорах не предусмотрено(подчеркнуто в письме.– Прим. З. И.). Также отмечаем, что, по информации управления координации занятости и социальных программ акимата Атырауской области, в сентябре т. г. была создана комиссия, на которой удовлетворили требования инвалидов по исключению из табеля учёта времени печати организаций, которые посещают инвалиды с индивидуальными помощниками. Касательно действий руководителя ГУ «Атырауский городской отдел занятости и социальных программ» отмечаем, что, согласно действующему законодательству, гражданин в случае несогласия с действиями должностного лица либо государственного органа, имеет право на обжалование их в вышестоящем государственном органе, а в случае непринятия мер со стороны вышестоящего государственного органа – в судебном порядке».

После оглашения письма присутствовавшие на собрании заместитель руководителя ГУ «Атырауский городской отдел занятости и социальных программ» Мереке ЖАНБЫРБАЕВ и заместитель руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Бахытжан МУХАМБЕТОВ покинули зал безо всяких комментариев.

 

«ЗАЧЕМ ХОДИТЬ В ПАРИКМАХЕРСКУЮ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ?»

Узнать мнение представителей областного управления координации занятости и социальных программ относительно этого вопроса нам удалось позднее. Как оказалось, профильная организация тоже отправляла запрос в министерство, но в ответ получила лишь выписки из постановления правительства в том духе, что услуги индивидуальных помощников должны оказывать индивидуальные предприниматели, имеющие патент. Обе стороны – заказчик и исполнитель – должны заключать между собой договоры, в которых оговариваются условия оказания услуг и т. д.

Когда речь идёт о выплате денег, должен вестись учёт, – уверен Бахытжан Мухамбетов. – А то получается, что, если верить табелям учёта времени некоторых инвалидов, они по пять часов каждый день находятся в супермаркетах и по нескольку раз в месяц ходят в парикмахерскую. Горсобес хочет платить зарплату индивидуальным помощникам, но ведь надо доказать, что есть за что. Иначе затем придут проверки из прокуратуры, КРУ, и будут проблемы.

Руководительобластного управления координации занятости и социальных программ Клара МУКАШКЕРЕЕВА рассказала, что в то время, когда практика индивидуальных помощников только начинала внедряться, он обязательно должен был быть индивидуальным предпринимателем. Но такая форма помощи не прижилась, и со временем роль помощников инвалидов стали выполнять родственники. Однако они всё же должны доказывать, что выполнили определённый объём работ.

– По постановлению, при подсчёте времени работы индивидуального помощника должно учитываться не более 8 часов, но ведь необязательно именно столько. Горсобес отработал вопрос с печатями со всеми госучреждениями, монополистами, банками и т. д., чтобы они подтверждали, если к ним приходит инвалид в сопровождении помощника.

А как же быть с письмом министерства труда и социальной защиты, в котором утверждается, что печати и подписи необязательны, а индивидуальный помощник, помимо оказания помощи инвалиду, имеет право работать в другом месте?

– Мы этот ответ ещё не видели. Но, если рассуждать логически, как работающий человек может после основной работы ещё 8 часов быть индивидуальным помощником инвалида? При всем желании он не сумеет оказывать услуги 8 часов – поликлиники и госучреждения после шести уже закрыты.

– Так как же в дальнейшем будут приниматься акты выполненных работ у индивидуальных помощников? Печати и подписи все ещё в силе?

– Этот вопрос ещё нужно проработать с руководителем городского отдела. На недавнем совещании в областном акимате городской отдел занятости предложил альтернативу. Перед этим специально для обмена опытом Нурлы ХАБИЕВА побывала в других регионах страны. Например, в Усть-Каменогорске существует специальная социальная служба, где в качестве индивидуальных помощников выступают бывшие безработные. Они работают по той же системе, что и инватакси, то есть в случае необходимости инвалид вызывает помощника, чтобы тот проводил его в аптеку или магазин. За одним таким помощником закреплено 4-5 инвалидов. Мы предлагали нашим инвалидам создать подобную службу, хотели взять на работу представителей их семей, которым они доверяют. Но это предложение не нашло отклика. Индивидуальные помощники предпочли, как и раньше, заполнять акты выполненных работ.

Узнать мнение Нурлы Хабиевой нам не удалось – она была на больничном. Но и после разговора с руководством областного собеса понятно, что ситуация, увы, так и не нашла своего решения. Письмо министерства, которое инвалиды расценили как свою безоговорочную победу, для чиновников лишь повод дополнительно «проработать вопрос».

Зульфия ИСКАЛИЕВА

21 ноября 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz