На каком уровне в нашем обществе находится культура речи, насколько соблюдается чистота языка? На эти темы мы поговорили с нашим земляком, профессором Западно-Казахстанского государственного университета Абатом КЫДЫРШАЕВЫМ.
Справка «АЖ»: Абат Сатыбаевич Кыдыршаев, 50 лет, уроженец Денгизского района Гурьевской области, профессор Западно-Казахстанского государственного университета, доктор педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, член Российского риторического сообщества, автор научных работ об искусстве риторики.
– Абеке, согласны ли вы с тем, что уровень общей культуры человека во многом можно определить по культуре его речи?
– Безусловно. Вообще, нет такой специальности, которая бы не требовала хорошего владения речью. А в некоторых сферах деятельности это необходимое условие эффективной работы. Если бизнесмен, учитель, юрист, социальный работник, политик, религиозный проповедник желает добиться успеха, он должен в той или иной степени владеть ораторским искусством.
Я не считаю, что мастером речи надо родиться. Есть народная мудрость: «Хочешь стать оратором – говори». Великие люди говорили: «Поэтами рождаются, а ораторами становятся». Например, мы не сможем научиться плавать и нырять, если будем только наблюдать за пловцами с берега. Точно так же без постоянных упражнений невозможно овладеть ораторскими навыками. Вспомним Демосфена, который сам себя, человека, у которого была «каша во рту», сделал одним из величайших ораторов своего времени: для этого он подолгу говорил, заложив в рот камешки, читал стихи, взбираясь на скалы и т. д. Также из легенд известно, что знаменитый казахский оратор Жиренше, когда ему не с кем было вступить в айтыс, вешал свою шапку на ветку и вёл с ней словесный спор.
– Не секрет, что сегодня культура речи заметно снизилась. Некоторые из нас говорят на смеси из двух языков, а часть молодёжи склоняется к жаргону. Как восстановить чистоту языка?
– Действительно, это так. Даже многие люди с высшим образованием, считающие себя интеллигентами, порой не могут связать и двух слов. Зачем далеко ходить – достаточно проехать в общественном транспорте, чтобы понять: с культурой речи у нас серьёзные проблемы. Я как специалист воспринимаю всё это весьма болезненно. Для меня очевидно, что падение культуры речи – это признак деградации общества.
– Как решать проблему?
– В Древнем Риме, Древней Греции, на арабской, индийской, китайской земле риторика считалась одним из главных учебных предметов. Ещё с тех давних времен люди понимали, что качественное образование напрямую связано с культурой речи. И сегодня нам нужны не разовые отчётные мероприятия, а комплексные меры, опирающиеся на мировые научные методики. В первую очередь, я считаю, необходимо внести ораторское искусство в качестве предмета в программы высших и средних учебных заведений, где готовят будущих специалистов. Это наш долг перед потомками.
Кайырбек САНСЫЗБАЕВ