На аллее Каиргали Смагулова можно воочию увидеть, как местные скульпторы ваяют свои шедевры.
В любую погоду здесь вот уже целую неделю в белом облаке пыли, стуча топориками, работают скульпторы. Каждый желающий, а таковых немало, могут подойти и посмотреть, как происходит этот процесс, задать вопросы и, быть может, предложить своё видение будущего изваяния.
Как выяснилось, болванки – глыбы ракушеблока – были привезены из Бейнеу, и они, мнению творцов, самый благодарный материал для воплощения их идей.
Серик МАТЕНИЯЗОВ, в своё время закончивший алматинский театрально-художественный институт, со своей ученицей и по совместительству женой Ляззат МАМЫРОВОЙ, у которой тоже художественное образование (художественно-графический факультет шымкентского пединститута), готовят композицию под названием «Сон».
– Идею создания этой фигуры я вынашивал 10 лет,– говорит скульптор. – Во многих своих работах, которые не раз участвовали в различных выставках, я ее воплощал, но в таком масштабе – в первый раз.
–А что это?
– Одни, проходя, видят просто яйцо, другие видят черты человеческого лица, третьи вообще что-то иное. И это хорошо. Дело в том, что когда скульптура ясна и понятна – это неинтересно. В ней должна быть загадка. Я делал скульптуры из многих материалов, например бюст Смагулова, который стоит на этой аллее. Гранит – очень тяжелый материал, более трёх месяцев я его делал. А ракушеблок – мягкий и податливый. Однако есть особенность у него: под действием воды, холода, жары и ветров он становится твёрже. Я думаю, мой «Сон» лет триста будет стоять, а потом, как и всё в этом мире, станет медленно разрушаться. Но на наш век хватит.
Рядом, мерно постукивая молоточком, делает свою работу ещё один скульптор, Нурсултан КАЛИЕВ.
– Моё произведение очень сложно описать, – делится он. – Под разным углом зрения вы можете увидеть торсык, верблюда, девушку, домбру, шанырак…
– О, мама, лебедь! – восклицает проходящий мимо малыш.
– Нет, это же голубь…
– Прохожие видят своё, – смеясь, продолжает он. – Радует то, что равнодушных граждан у нас почти нет. Каждый считает своим долгом остановиться, выразить своё мнение, посоветовать… Мы относимся к этому с юмором. По крайней мере, стараемся.
К слову, к работе над камнем на днях приступит и местный композитор Бейбут МЕНДИГАЛИЕВ. Да-да, именно композитор, который решил попробовать себя в новой творческой ипостаси. Он давно вынашивал идею создания памятника, посвященного… красной рыбе.
– Я обсудил свой проект с архитекторами, и они одобрили, –
радуется он. – Хочу изобразить в камне двух осётров, икру в банках посередине, а внизу оставить надпись: «От благодарных жителей города Атырау».
Учитывая то, что красная рыба скоро исчезнет, подумалось мне, здесь больше подошла бы надпись «Прощайте, спасибо за всё».
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора