Тенгизшевройлу утвердили Проект будущего расширения (ПБР) Тенгизского месторождения стоимостью 23 млрд долларов. Об этом на прошлой неделе сообщил заместитель председателя правления АО «КазМунайГаз» Курмангазы ИСКАЗИЕВ на пресс-конференции в Алматы.
Мы направили в ТШО запрос, чтобы получить более подробную информацию. Ответ получили неделю спустя. Заместитель генерального менеджера отдела по связям с правительством и общественностью ТШО Дэвид МакИннис в крайне лаконичной форме отказался от комментариев: «ТОО “Тенгизшевройл” подтверждает утверждение Республикой Казахстан обновлённой редакции технологической схемы разработки Тенгизского месторождения. ТШО не будет давать дополнительных комментариев на эту тему».
Известно, что Проект будущего расширения – третий по счёту проект ТШО после Завода второго поколения и Закачки сырого газа. С помощью ПБР Тенгизшевройл планирует увеличить объёмы добычи нефти с 25 млн тонн до 36 млн в год. Стоимость проекта 20-23 млрд долларов. Сроки реализации – до 2018 года.
Ожидается, что не меньше половины расходов при реализации ПБР пойдёт на систему повышения пластового давления – это самый проблемный вопрос, который остро стоит в последние годы на месторождении.
Говоря о причинах снижения давления на Тенгизе, многие обвиняют ТШО в применении технологии добычи легкодоступной нефти.
– Любой инвестор, кроме денег, должен принести с собой новые технологии, – говорит руководитель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ. – Однако в случае с ТШО мы ничего подобного не видим. Что касается ПБР – они предлагают пробурить новую сетку скважин, т. е. за счёт количества хотят увеличить объёмы добычи. Я не видел проект ПБР в окончательном варианте, но главный вопрос, который мы поднимали на слушаниях, это транспортировка модульных сооружений до Тенгиза. Крупногабаритные модульные сооружения размером с 5-этажный дом будут доставляться к нам на баржах. Чтобы заплыть в устье реки, им надо будет прорыть каналы по мелководью моря и в русле реки Урал длиной около 50 км. Мы им предложили более простой вариант – не заходя в заповедную зону реки Урал, направить эти баржи с модулями в прибрежные районы близ Тенгиза, далее по дну мелководья прорыть канал длиной 40 км и выйти прямо на Прорву. Какой вариант приняли, я не в курсе.
По мнению Хакимова, инвестиции ТШО в Проект будущего расширения на деле элементарная реинвестиция за счёт Казахстана.
– В 2010 году на Тенгизе эксплуатировалось 105 скважин и ещё 16 скважин на Королевском месторождении, а в рамках ПБР будут пробурены ещё 71 добывающая и 21 нагнетательная скважина. После пуска ПБР пробурят ещё 114 скважин (для увеличения объёма добываемой нефти), итого число эксплуатируемых ТШО скважин достигнет 327, – говорит он.
Что касается проекта обратной закачки сырого сероводородного газа, Хакимов сказал следующее:
– Эта краткосрочная поддержка пластового давления используется для того, чтобы увеличить коэффициент нефтеотдачи. Гораздо эффективнее закачивать воду, вода увеличивает объём и подталкивает снизу нефть.
Напомним, в начале года в интервью нашей газете ветеран-нефтяник Махаш РАХМЕТОВ высказал мнение, что ПБР приведёт к потере Тенгизского месторождения (см. «ПБР погубит Тенгиз!»). По его расчётам, через 8-10лет после начала работы проекта снижение пластового давления приведёт к резкому снижению добычи нефти.
Сауле ТАСБУЛАТОВА