Атырау, 3 мая 04:38
 ясноВ Атырау +18
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

Где живет Аллах?

11 126 просмотров

В пресс-клубе «Жайык-Акпарат» прошел семинар «Общественно-политические аспекты религиозной темы в СМИ», организованный областным управлением внутренней политики и общественным объединением «Акпарат».  

Руководитель областного управления по делам религии Еркинбек ШОХАЕВ (на снимке) сделал докладо причинах и следствиях возникновения  религиозного экстремизма в Казахстане.

- Всё начинается с простого вопроса: «В какой форме веровать в Аллаха?» Этот вопрос в шариате называется акидой или вопросом веры. Представители нетрадиционных течений отвергают исповедуемую нами на протяжении нескольких веков традиционную религию, нашу акиду. Например, согласно традиционному вероисповеданию в матуридитской акиде  говорится, что у Аллаха нет определенного местонахождения. А они говорят: «Это не так. Аллах находится на небесах, он восседает на арше (троне)». Это неверное истолкование религии, что мы и обязаны разъяснять людям. 

Помимо этого есть существенное расхождение по вопросу о том, как читать намаз. Чтобы привлечь на свою сторону впервые пришедшего в мечеть для участия в намазе человека, они говорят ему: «Намаз, который читает имам - неправильный, потому что он не относится к суннету, вас обучают по мазхабу». Кроме того, из их уст можно услышать и такое толкование: «Мазхаб – это всего лишь мнение имама. Ты следуй за нами, читай намаз по истинному суннету пророка, по хадисам, и только тогда твоя молитва будет услышана на небесах. А если будешь читать как в мечети, то это будет бидгат («недозволенное новшество» «заблуждение»)». Вот с таких казалось бы мелочей всё и начинается. А в действительности мазхаб – это школа, основанная на суннете, Коране.

В последние годы религиозная тема нередко приводит к расколу в семьях. Шохаев привел пример из жизни:

- Недавно 17-летняя девушка заявила родителям, что собирается замуж за человека, который старше ее на десять лет, и который является истинным мусульманином. Родители были против этого брака. Они попросили нас приехать, и мы побывали у них дома вместе с теологами. Девушка была сильно заведена, всё твердила: «Мои родители против моей религии, поэтому я вправе выступить против них. А парня я люблю во имя Аллаха». А он настроил девушку против родителей, против общества, полностью одурманил её сознание. Мы поговорили с этой девушкой, доказали ей свое  знание религии, прочитали суры из Корана, и она пришла в себя, успокоилась. В наше время в религии, как и в медицине, надо, образно говоря, знать, каким способом сбить поднявшуюся температуру у больного.    

Было сказано и об ответственности учителей:

- Они не знают, как вести себя с подавшимся в религию ребенком, стараются изолировать его от остальных учащихся. Стоит ребенку начать читать намаз, носить короткие брюки или надеть на голову платок, как тут же этот мальчик или девочка оказывается под давлением со всех сторон, его ругают. А ведь платок могут носить не только придерживающиеся ваххабизма девушки, но и все остальные мусульманки. Разумеется, лишь для салафитов характерно одеваться во всё черное, полностью закрывать лицо. Необходимо поднимать уровень религиозной грамотности школьных работников.

Одна из важнейших проблем сегодня - это подготовка квалифицированных теологов. По мнению Шохаева, наших религиоведов надо готовить по специальной государственной программе наподобие «Болашака», а затем направлять для повышения квалификации в учебные заведения зарубежных стран. И не в Саудовскую Аравию, где в основном обучают по таким направлениям как салафизм, ваххабизм, а в Египет, Сирию, Ливан, где есть университеты наподобие аль- Азхар: там идёт углубленное обучение традиционной религии.

- Небывалым ранее рассадником религиозного экстремизма стал Интернет. Щедро финансируемые ловцы душ, сидя в США, Саудовской Аравии или в любом другом уголке мира, зомбируют сознание нашей молодежи через сайты специфического толка. На этой площадке мы тоже  должны давать им отпор. Поэтому планируем открыть религиозно-просветительские сайты. В ближайшее время при управлении по делам религии будет открыт информационно-аналитический центр.

По мнению Е. Шохаева, еще одна причина нынешнего всплеска религиозного экстремизма кроется в размывании родственных связей в нашем обществе. В то же время у приверженцев нетрадиционных религиозных течений развито единство и взаимопомощь.

- У нас сейчас постепенно уходит в прошлое тесное общение между родственниками, совместное решение проблем рода. А у них установлена крепкая взаимосвязь, потому что они идеологические соратники. Наше главное средство – покончить с религиозной безграмотностью наших сограждан. 

Айнур САПАРОВА

Фото автора

3 октября 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz