Есть ли будущее у театра, каковы его проблемы и в чем суть актёрской профессии... Эти и многие другие вопросы обсуждались на мастер-классе для актёров драмтеатра им. Махамбета, который дали известные артисты Казахского национального драматического театра им. Ауэзова в ходе гастролей в нашем городе.
ПАУЗЫ МЭТРА
Впрочем, вероятно, из-за обилия наболевших тем общение звёзд и местных лицедеев часто выбивалось из формата мастер-класса. И несмотря на полушутливый уговор не затрагивать материальную сферу, разговор то и дело сбивался на актуальную для артистов тему бытовой неустроенности.
Но сначала о высоком. Живое обсуждение вызвал вопрос о том, к какой школе относятся имеющиеcя сегодня в стране 32 казахских театра. Мэтр Асанали АШИМОВ привёл старую поговорку о том, что все советские театры должны учиться у МХАТа, а МХАТ должен учиться у жизни. По образному выражению известного актёра Тунгышбая ЖАМАНКУЛОВА, оставаясь приверженным классическим канонам, театр, тем не менее, не должен стоять на месте:
– Куырдак на второй день уже скиснет, портится даже вкус воды после длительного хранения.
По его мнению, казахский театр по своему содержанию ближе всего к русской классической школе.
– Можно сказать, что казахский театр – это русский театр, но на казахском языке, – шутливо подытожил Жаманкулов.
Говорили о том, как привлечь в театры молодёжь. Пришли к выводу, что, конечно, большую роль в этом играет современная актуальная драматургия, но и от бессмертной классики отказываться не следует.
– Актер не пешка, я считаю, что театр делают актеры. И, как говорил Станиславский, на сцене нужно жить, а не играть. Актерское мастерство состоит в том, чтобы вжиться в образ, если нужно, искать его вокруг себя. Бывало, я искал и находил прототипов на рынке. Ещё раз повторюсь, актер не марионетка в руках режиссера, у него может и должно быть своё видение, – делился Ашимов.
В том, что это не просто слова, я лично убедилась на единственном спектакле с участием мастера в Атырау – «Ымырттагы махаббат» по пьесе Гауптмана. Это история любви совсем ещё молодой женщины и 70-летнего отца большого семейства. Мэтр действительно живёт на сцене, вызывая восхищение своим высоким мастерством, в том числе посильными только ему долгими паузами в мёртвой зрительской тишине, когда и говорить ничего не надо – за нашего большого актёра играет его судьба, его харизма.
На мастер-классе Ашимов покритиковал плохую акустику в нашем театре. Кстати, она нарушилась после капитального ремонта. Актёр иронично заметил, видимо, намекая на местные реалии, что атрибуты настоящего театра – не лепнина и красивые узоры на стенах для концертов и торжественных собраний, а затёртые диваны и кресла, впитавшие актёрский пот.
Популярный актёр театра и кино Тулеубек АРАЛБАЙ с болью говорил о тяжёлой жизни артистов в провинции:
– У нас хоть есть возможность сниматься в кино и на телевидении. Все мы закончили академию Жургенова, у всех одна школа, но актеры в провинции зарабатывают по 28 тысяч тенге, а за 50 тысяч снимают квартиры.
ЩЕПЕТИЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
Не обошлось и без театральных интриг, куда ж без них. Одна из местных актрис выразила недовольство нынешним руководством театра, а именно директором Асылбеком ИХСАНОВЫМ. Мол, уже несколько лет ей не дают ролей, а при приёме на работу для директора важны не столько талант актёра, сколько наличие у него диплома (у этой актрисы диплома нет) и материальное благополучие. Гости предпочли не комментировать щепетильную ситуацию – кроме одной из приезжих актрис, которая предположила, что простой связан с отсутствием профессиональной школы:
– Неслучайно ведь мы учились этому 4 года – теория, владение сценическим движением, техника речи... Без этого не сыграть Шекспира и Ибсена. У меня московская школа, и, недавно заглянув в свою трудовую книжку, я с некоторым удивлением обнаружила, что приняли нас на работу после окончания театрального вуза по ставке 90 тенге во вспомогательный состав и лишь через 10 лет перевели в основной, дали высшую категорию. А сейчас такой градации нет.
После мастер-класса я поинтересовалась у Асанали Ашимова, доволен ли он гастролями:
– Да, публика принимает нас хорошо.
– Общались ли вы с местным руководством по поводу театральных проблем?
– Я знал Бактыкожу (Измухамбетова) и раньше, побеседовали и в этот раз. Он поделился, что родители, особенно мать, были близки к искусству. Сам он играет на домбре. Во время разговора я попросил его позаботиться об артистических кадрах. У всех театров в стране одинаковые проблемы с материальной базой.
– Каково ваше мнение о нашем театре?
– Неплохая режиссура и актерский состав. А акустику обещали подправить.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора