Атырау, 3 мая 02:31
 ясноВ Атырау +18
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

Колодцы для долларов

12 587 просмотров

Ежегодно крупными нефтяными компаниями выделяются миллиарды тенге на реализацию социальных программ. А учитывая, что основная доля этих средств является возмещаемой (оплата социально-инфраструктурных проектов казахстанской стороной происходит за счёт будущей добычи нефти), главным фактором становится эффективность затрат. С этим у нас, как показывает практика, серьёзные проблемы.

ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ…

Из крупных недропользователей в обязательном порядке социально-инфраструктурные проекты (СИП) реализуют только  участники Северо-Каспийского проекта. Тенгизшевройл и АО «КТК-К», специализирующееся на транспортировке нефти, выделяют средства в виде добровольных отчислений.

Итак, с период с 1998 года по 2012 год операторами Северо-Каспийского проекта (КазахстанКаспийШельф, Аджип ККО, ныне – NCPOC) выполнено 146 СИП на общую сумму $325,7 млн, из которых $143,3 млн в Атырауской, $182,4 млн – в Мангистауской области. Для нашего региона это примерно по $10 млн в год. Кроме того, NCOC реализует т. н. Программу спонсорства и благотворительности (СиБ) с годовым бюджетом $1,5 млн и лимитом $30 тыс. на один проект, при этом средства распределяются поровну между Атырауской и Мангистауской областями. Но это уже «мелочь» по сравнению с капитальным строительством в рамках СИП.

Бюджет добровольной программы «Игилик», реализуемой ТОО ТШО, вырос с $4 млн в 1998 году до $25 млн в 2013-м. Добавьте сюда $12 млн, выделенных в 2012-2013 гг. АО «КТК-К». В общей сложности бюджет СИПов только в этом году составляет $47 млн, или более 7 млрд тенге.

Насколько эффективно расходуются эти средства? Наглядный пример – проект ТШО по реконструкции системы водоснабжения в г. Кульсары, на которую ушел трехлетний бюджет «Игилика» с 2009 по 2011 гг. – $45 млн. Из-за погрешностей в ходе выполнения работы ТШО в 2012 году выделял дополнительные средства и вновь раскошелится в этом году. На одном из июльских совещаний этого года в Жылыойском райакимате говорилось, что на некоторых участках не сооружены колодцы, ввиду чего при устранении локальных аварий приходится перекрывать воду по всей улице. Представители ТШО упрека в некачественном проведении работы не приняли – мол, изменение фронта работы произошло в связи с требованием прежнего акима района.

Напомним, что аким области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ в ходе прошлогоднего визита в Кульсары вице-премьера Крымбека КУШЕРБАЕВА критиковал ТШО за излишне самостоятельную политику при реализации социальных программ. Дело в том, что ТШО из-за коррупционных скандалов с казахстанской стороны при освоении средств ещё с 1997 года реализует СИП самостоятельно: готовит проекты, проводит тендеры и контролирует строительство. Аким был недоволен тем, что подготовка проектов затягивается, из-за чего часть средств, выделенных на СИП, безвозвратно сгорает.

Измухамбетов тогда поставил условие: проекты будут готовиться акиматом, а строительством заниматься местные строительные компании. В случае несогласия он пообещал ТШО «серьезные проблемы». В результате теперь перечень приоритетных проектов будет определять рабочая комиссия из представителей местных властей и ТШО.

Не берёмся утверждать, кто здесь прав. Факт в том, что спустя 20 лет после начала реализации социальных программ между местными властями и нефтяным гигантом нет единой стратегии в этом вопросе.

БОЛЬНИЧКА БЕЗ ТУАЛЕТОВ И ЭПОПЕЯ С ИНФЕКЦИОНКОЙ

По Северо-Каспийскому проекту тоже не всё гладко. Например в 2005 году в селе Атырау в бытность оператором Северо-Каспийского проекта компании «Аджип ККО» была построена больница стоимостью 92 млн тенге. Позже выяснилось, что она не обеспечена нормальной системой водоснабжения и канализации. Между тем, как нам сообщили в пресс-службе NCOC, при отборе и реализации СИПов действует следующая схема: «Акиматы Атырауской и Мангистауской областей выбирают СИП и предлагают к исполнению исходя из социально-экономической значимости. Акимат определяет конечного пользователя и приоритеты при реализации проектов. Проекты, с учетом предполагаемой акиматами стоимости и примерного объема работ, подлежат согласованию с Полномочным органом, после чего предлагаются на согласование подкомитета по связям с общественностью (ПКСО) и утверждение резолюцией управляющего комитета Северо-Каспийского проекта.

Процесс закупок работ осуществляется агентом оператора компанией NCPOC. В обязанности этой группы входит организация закупок, в том числе закуп проектных работ, строительных работ, поставка оборудования и т. д. Проектная организация и строительная компания определяются посредством тендера. В некоторых случаях акиматы предоставляют уже готовую ПСД, утвержденную государственной экспертизой.

При возведении объектов в рамках СИП осуществляется обязательный технадзор за качеством строительства. Представители NCPOC, как и местные власти, проводят регулярную инспекцию строящихся объектов на предмет соответствия проекту.

Что касается погрешностей, допущенных при строительстве, то согласно Закону от 16 июля 2001 года №242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК” ответственность за них несут проектная организация (если ошибки допущены в ПСД) и подрядная строительная организация (если погрешности были допущены при строительстве объекта)».

Между тем у практики согласовывать всё с местной властью есть и обратная сторона. Несколько лет назад деньги, выделенные консорциумом на капитальный ремонт школы №3, по воле акимата чуть не ушли на строительство одного из очередных мостов. А в случае с затянувшимся строительством инфекционной больницы выявилась серьезная проблема с грунтом, ввиду чего проектно-сметная документация, подготовленная местными, подверглась переработке, а стоимость строительства выросла.

Стоит упомянуть, что с началом добычи нефти на Каспии по условиям СРП бюджет социальных программ существенно сократится. А добыча уже началась.

Аналогичный расклад дали в КТК-К. Там тоже выбор нужного объекта отдан акиматам, а на время реализации составляется четырёхсторонний договор между КТК (плательщик), акиматом (оператор), предприятием (заказчик) и подрядной компанией (исполнитель). Что касается качества строительства, в компании уверяют, что проекты проходят аудит как на стадии проектирования, так и на всём протяжении строительства.

Между тем уже около десятка лет НПОшники, наблюдая, как власть и нефтяные компании тянут одеяло каждый на себя, предлагают создать в Атырауской области трехстороннюю консультативную комиссию в составе представителей местной власти, бизнес-сектора и НПО, а также рабочие советы по мониторингу и контролю за выполнением социально-инфраструктурных проектов. Может, в этом случае, наконец, население получит на выходе качественные и нужные объекты.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

3 октября 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz