На конкурсе-выставке в областном музее искусств имени Сариева, посвященном 210-летию Махамбета Утемисова, особое внимание посетителей привлекала работа атырауского мастера прикладного искусства Кенес АЙЫПКАЛИЕВ «Копьё Махамбета».
Копьё, стоящее в углу зала, поблескивает мельхиором, оно украшено густой чёрной лошадиной гривой. Если присмотреться, то увидишь выгравированные на рукоятке стихи Махамбета. Очень добротная работа, сделанная с большой любовью и уважением к великому воину и поэту.
Мастер Кенес заслуживает отдельного разговора. Внешний вид богемный, длинные волосы, собранные в хвостик. Высокий, с орлиным носом и гордой посадкой головы. Скромен, немногословен. Живёт как японцы –по принципу минимализма в быту. Наверное, потому, что родился и вырос в степях Тайсойгана, в семье чабана. В детстве помогал отцу плести камчу. Тогда и родился в его душе художник. После окончания школы женился и приехал в город на заработки. Прямиком направился в мастерскую к известному в то время местному мастеру прикладного искусства и попросился в подмастерья. Тот не принял. А через пару лет сам пригласил Кенеса к себе в мастерскую –увидел сплетённую Кенесом камчу. Кенес проработал в той мастерской много лет, переняв у своего учителя профессиональные навыки работы с кожей, костью и другими природными материалами.
За свою жизнь Кенес наплёл не одну сотню камчей, но в собственном доме нет ни одной. И работ его дома нет практически, за исключением одной-двух. На вопрос «а где?» Кенес отвечает: «В музеях».Без гордости, без бахвальства. Его жена Улболсын говорит, что Кенес по натуре широкий человек, дарит свои произведения понравившимся ему людям – друзьям, коллегам, гостям.
В семье четверо детей. Младший сын Олжас пошел по стопам отца. Он студент художественно-графического факультета Уральского университета, учится на ювелира. Уже по ранним работам Олжаса видно, что в семье Айыпкалиевых подрастает талантливая смена отцу.
Кенес говорит, что в детстве видел в ауле народных целителей, которые лечили людей, используя лопаточную кость, чаще всего барана. Гадатель наносил на лопаточную кость несколько отверстий, а затем прикладывал к ним раскаленную бронзовую палочку. Возникшие трещины затем «читались» и интерпретировались. Впечатления детства сильно повлияли на его творчество, и кости животных органично сочетаются в его работах с кожей, асыками, железом, металлом.
В работе «Самрук», которая находится в галерее «Ак Желкен», лопатка напоминает летящую легендарную птицу. А в работе «Родословная» большая лопаточная кость верблюда использована как ствол генеалогического древа, в качестве веток – меньшие по размеру лопаточные кости барана, на которых вырезаны тамги родов. Картина очень большая и сложная по композиции. Там использованы асыки, цветные металлы, дерево, кожа и плетение. Это единственная работа, которая висит у него дома. Во всех работах Кенеса нет влияния других культур. Такой исконно казахский мастер.
Отсутствие художественного образования все эти годы не мешало Кенесу создавать великолепные изделия казахского быта. Но и образование он получил, закончив недавно заочно художественный факультет АГУ. Говорит, что если нет корочки, то некоторые музеи отказываются брать работы, даже и выполненные на высокохудожественном уровне.
Его работы выставлены в республиканских и областных музеях, в городских галереях «Тенгри-Арт» и «Ак Желкен». А работа «Бойтумар» хранится в резиденции президента. Много его произведений находится в частных коллекциях.
Зинат УРЫНБАСАРОВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА