Сто казахстанских солдат, захороненных в братских могилах под Харьковом в годы Великой Отечественной, наконец обрели свои имена. Лишь 70 лет спустя после их гибели потомки смогли снять с их имён ярлык «пропавшие без вести».
Сегодня их имена внесены в официальные документы и увековечены благодаря таким людям, как наш земляк Адилгали БАЙМЫРЗА и руководитель казахского землячества в г. Харькове Макка КАРАЖАНОВА.
А началось всё с мечты Баймырзы найти место, где упокоился погибший на фронте дед. Адилгали разыскал могилу своего деда в селе Большая Бабка Харьковской области. Но в ходе поисков он обнаружил целый пласт сведений о других воинах-казахах (украинские поисковики всех призванных из Казахской ССР называют так), участвовавших в боях за освобождение тех мест в составе 81-й стрелковой дивизии. Обнаружилось, что львиная доля захороненных в гигантской братской могиле земляков призывалась из Новобогатинского (ныне Исатайского) района, но их имена и фамилии зачастую были искажены, порой до неузнаваемости.
Именно по этой причине украинцы не могли ни внести эти данные в официальные документы, ни выбить их на мемориальных досках, что принято крепить к памятникам над захоронениями. Казахское землячество в Харькове годами пыталось найти родственников погибших в Казахстане, через волонтёров выходило на наши военкоматы, но никак не могло продвинуться в этом деле, пока их интересы не пересеклись с интересами Баймырзы. Проведя кропотливую работу по исправлению 100 имён в трёх списках солдат, погибших под сёлами Большая Бабка, Перковка и Хотомля, он вышел на нашу газету с просьбой опубликовать эти списки, чтобы, возможно, родственники помогли их идентифицировать. Этой теме была посвящена серия наших материалов («АЖ» от 12.04.12 г. –«Он погиб под Харьковом»; «АЖ» от 3.05.12 г. –«Это ваши солдаты? В ответ – тишина»; «АЖ» от 8.05.13 г., «Это наши солдаты!»; «АЖ» от 28.06.12 г. –«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат»). Таким образом он помог восстановить и исправить имена погибших казахстанцев, найти через наши публикации родственников, некоторые из которых успели съездить на Украину и преклонить колени у могилы дедов.
– Спустя два года мы можем поставить точку: данное слово мы сдержали и довели это дело до логического конца. Все 100 имён, что были опубликованы в вашей газете, увековечены, – с удовлетворением говорит Баймырза. – 23 августа, в день 70-летия освобождения Украины от немецких захватчиков, был заново открыт отреставрированный памятник воинам-освободителям в с. Большая Бабка. Был пополнен список захороненных. Из них 44 - наши земляки, призванные из Гурьевской области. Дело в том, что памятники в селах Перковка и Хотомля обновили силами жителей и администрации тех районов, а в Большой Бабке, где находится самое большое солдатское захоронение, памятник давно нуждался в восстановлении, но средств не находилось. В ходе моей работы над списками на меня вышли родственники одного из захороненных здесь казахов, кавалериста Первой кавалерийской дивизии Касымбая БАКЕШОВА. Они убедились, что их давно разыскиваемый дед упокоен в Большой Бабке, и, узнав о том, что памятник сильно разрушен, а имена казахстанцев на памятной доске не высечены, решили помочь украинцам. Проживающий в Уральске внук Бахытберген КАСЫМБАЕВ все расходы по реставрации взял на себя.
Разумеется, в Украину на открытие памятника поехала практически вся большая семья потомков кавалериста. Память погибших здесь солдат многих народов почтили жители села, администрация, ветераны, украинские депутаты, поисковики… А Касымбаевы организовали настоящее казахское широкое застолье с непременными баурсаками и бешбармаком.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА