Его колёса давно вросли в цемент. Над трубой этого исполина не вьётся дым, да и хриплый рёв гудка уже никогда не огласит окрестности. Двери в рубку машиниста крепко заварены, и лишь по утрам сквозь небольшую щель в окно пробирается рассеянный солнечный луч – он единственный гость здесь уже не один десяток лет. Кстати о годах. Нынешний 2013-й для этого паровоза юбилейный – 65 лет назад он был собран, поставлен на рельсы и отправлен в Казахскую ССР, в город Гурьев.
ЛУЧШИЙ ЛОКОМОТИВ СССР
Историю этого паровоза, 21 год назад так удачно вписавшегося в городской пейзаж, знают лишь единицы. А между тем этот железный монстр Л1048 – «девочка», так сказать. Зовут её ласково – «лебедянка». Столь несвойственное для такой махины имя ей дали в честь конструктора паровоза Льва ЛЕБЕДЯНСКОГО.
Разумеется, ни грацией, ни окрасом, ни весом паровоз лебедя не напоминает. Ещё бы! Ведь весит он более 90 тонн, а по тягловой силе сравним с 40 буйволами или 2 200 лошадьми. Локомотив был построен на Брянском паровозостроительном заводе.
Лебедянка в своё время являлась одним из лучших и массовых (свыше 4 тысяч) советских паровозов, которые эксплуатировались на всей сети железных дорог Советского Союза. Паровоз славился своими техническими характеристиками: мог развить скорость до 90 км/ч, перевозить неподъемный для своих предшественников груз и работать на дровах, угле любого качества и мазуте. Вот за это его конструктора-разработчика и наградили Сталинской премией.
Таких паровозов, к слову, на постсоветском пространстве гниёт много, хотя большая часть была отправлена на переплавку. Другие, к своей великой удаче, занимают почетное место в музеях. В Казахстане таких разбросано не более 10 штук – в Караганде, Алматы, Бурабае, Кызылорде и ещё в нескольких депо пригородных станций.
Амангельды СЕЛЬБАЕВКак его транспортировали, откуда и каким образом на это место, перед офисом Атырауского отделения железной дороги, установили? Нынешние работники отделения этого не знают – много воды утекло с тех пор. Правда, подсказали – можно спросить у бывшей заведующей архивомотделения Амины ЕСЕТОВОЙ.
– Амина апа давно уж на пенсии, лет ей эдак под 90, авось и вспомнит, – с таким словами дали мне её адрес. Выяснилось, что живёт она неподалёку.
– О-о-о, это был большой праздник для нас, – порывшись в своей долгой памяти, вспомнила она. – Шарики, ленточки, растяжки, музыка…
По словам моей собеседницы, идея украсить территорию перед управлением железной дороги по улице Датова принадлежала его тогдашнему руководителю Амангельды СЕЛЬБАЕВУ. Будучи здесь начальником более 15 лет, он организовал музей, посвящённый железной дороге. И вообще, отзываются о нём очень хорошо, говорят, сейчас на пенсии, живёт в соседнем Актобе.
Кстати, железнодорожный музей – закрытого типа. Для того чтобы туда попасть, надо было заручиться «одобрямс» главного инженера. Заручилась, сходила, но музей без знающего гида, сами понимаете… А посему вернёмся всё же к паровозу.
«Он должен быть чёрным»
В такой же топке, только другого паровоза в 1920 году были сожжены 3 революционеров-борцов за Советскую власть.– Уж очень Сельбаев хотел, чтобы проезжающие мимо учреждения знали, чем люди здесь занимаются, – вспоминает Амина апа. – Вот и решил поставить сюда памятник – паровоз. Списанная железяка из Макатского локомотивного депо оказалась легендарным локомотивом серии Л, одним из последних в истории советского паровозостроения. Сначала его по железной дороге перегнали в город, а потом при помощи подъёмного крана доставили на место, где он и стоит по сей день. Всем управлением мы его мыли, чистили…Ох, и весело было тогда... Сельбаев сказал: «Он должен быть чёрным». С тех пор каждый год мы его и красили только в этот цвет.
Удалось списаться и с самим Брянским заводом. По информации из тамошнего архива, наш Л1048 был построен в 1948 году. А что касается самого завода, он также увенчан лаврами: за 43 года до рождения нашего паровоза там был построен ни много ни мало, а броненосец «Потёмкин».
Разумеется, после всей этой информации жуть как захотелось заглянуть в сердце удивительной машины, в которой соединились металл, огонь, воздух и вода.
– Основная масса приходится на котёл… Рессора… турбогенератор… цилиндр… – сыплет снизу терминами начальник производственно-технического отдела отделения железной дороги Болатбек МЕНДЕШЕВ, пока я, рискуя свернуть шею, лезу в будку машиниста.
Согласно Википедии, одна из «лебедянок» «сыграла» главную роль в фильме «Большие перегоны» (1971), где машиниста играл Николай КРЮЧКОВ. Помимо этого, рабочие паровозы серии Л можно увидеть в фильмах «12 стульев», «Подарки по телефону», «Дети Арбата», «Адмиралъ» и «Первые на Луне». Нерабочий Л появляется и в фильме «Ворошиловский стрелок».
…Внутри кабины машиниста время, кажется, застыло. Суета города, рокот машин, пояснения железнодорожника здесь звучат глухо. Ни ветерка, ни эха. Пахнет масляной пылью и раскалённым на солнце железом. Покрытые коррозией трубы, барометр, какие-то детали… Такое ощущение, что «лебедянка», устав от повседневности, забылась своим тяжёлым старушечьим сном, прикорнув на тёплой печке. Годы ведь берут своё, как ни крути. Ну, всё. Тщщщ, спи-спи.
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора