Атырау, 16 января 15:59
 будет пасмурноВ Атырау -1
$ 529.70
€ 545.96
₽ 5.17

Терапия у последней черты

6 609 просмотров

О том, что приходится переживать родным и близким больного, когда медики, разводя руками, говорят, что помочь больше не в их силах, и отправляют его домой умирать, объяснять, наверное, нет смысла. О том, какие муки испытывает безнадёжный больной, уходя из жизни, известно лишь ему одному. О необходимости развития в Казахстане паллиативной помощи смертельно больным людям и их родственникам, шла речь на семинаре для атырауских медиков, организованном общественным объединением «Кредо».

 

КОГДА НЕ ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ

Общественное объединение «Кредо» (г. Караганда) начало свою деятельность с проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией. Когда ВИЧ-инфицированные стали переходить в разряд больных СПИДом, остро встал вопрос о том, что обычная медицина помочь им не в силах. И большинство пациентов, особенно страдающих термальной стадией заболевания, когда они уже не могут выходить из дома, остались один на один со своим недугом. Сюда же относятся случаи раковых заболеваний в последней стадии. И тогда «Кредо» совместно с высшей школой общественного здравоохранения (г. Алматы)  провело исследование по состоянию паллиативной помощи в Казахстане.

– Мы подготовили отчёт и представили его в Минздрав. Во-первых, оказалось, что у нас на всю страну шесть хосписов – этого очень мало. Во-вторых, в медицинских учебных заведениях нет специальности «паллиативная медицина». То, что смертельно больные казахстанцы, получив всю возможную помощь от медиков, умирают в муках, это нарушение прав человека. Ведь каждый человек имеет право на достойный уход из жизни, говорит директор ОО «Кредо» Надежда КОЗАЧЕНКО. После того как отчёт был представлен, начала работу специальная группа, состоящая из представителей Минздрава и общественных организаций. Следующим этапом стали ознакомительные визиты в Румынию и Польшу, где хорошо развита система хосписов и подготовки специалистов по паллиативной медицине. Вернувшись, мы организовали республиканскую конференцию совместно с Карагандинским медицинским университетом и пригласили коллег из Польши. Самое главное – наши предложения по развитию паллиативной помощи вошли отдельными пунктами в государственную программу развития здравоохранения «Саламаты Казахстан» на 2011-2015 гг. Теперь можно смело сказать, что на законодательном уровне прописана необходимость подготовки учебных программ, курсов паллиативной медицины, подготовки врачей во время последипломной специализации в этом направлении. Работа предстоит большая, но радует, что лёд тронулся и соратников в нашем деле становится всё больше.

Хоспис (от англ. hospice) — медицинское учреждение, в котором больные с прогнозируемым летальным исходом заболевания получают достойный уход и обслуживание.

Инструменты оказания паллиативной помощи – это и отдельные хосписы, и хосписные отделения при медицинских учреждениях, и учреждения сестринского ухода. А есть и такое понятие, как «хоспис на дому».

– Как показал наш анализ, хосписная служба в Казахстане слабо развита в первую очередь из-за недостаточного финансирования. В основном, такие учреждения существуют за счёт благотворительных пожертвований, – продолжает Надежда Козаченко. Поэтому сейчас стоит усилить развитие в нашей стране «хосписов на дому», когда специальная бригада оказывает необходимую помощь пациенту у него на дому, а также психологическую помощь его близким. Недавно в штат учреждений первичной медицинской помощи были введены должности социального работника и психолога, на которых как раз и возлагается оказание такой помощи. Но, как показывает практика, одного-единственного соцработника на целый участок абсолютно недостаточно, да и квалификация его в этом плане часто вызывает вопросы.

 

ДВА ПОДХОДА

В Атырау идею организовать выездную бригаду по оказанию населению паллиативной помощи горячо поддерживает НПО «Болашак».

Идея нужная, – считает директор НПО Жибек БИСЕНОВА.Причём у многих врачей нашего НПО есть опыт работы выездных бригад. Когда мы в 90-е годы  работали в детской больнице, среди детей была высокая заболеваемость от внутрибольничных инфекций, которые они «цепляли» в медучреждениях, и тогда начали практиковаться выездные бригады, которые оказывали медпомощь маленьким пациентам на дому. Тогда они себя хорошо зарекомендовали. Сегодня в Атырау ситуация сложилась так, что в паллиативной помощи нуждаются не только онкологические больные и люди, больные СПИДом. Есть масса хронически неизлечимых соматических больных после инсульта, пациенты с тяжелыми травмами, спинальные больные, люди с терминальными  стадиями почечных, сердечно-сосудистых заболеваний, особенно нелегко приходится пожилым людям, которые в своем почтенном возрасте приобретают целый букет тяжелых «болячек».В первую очередь речь идёт о специальных болеутоляющих препаратах. Сегодня получение таких средств обставлено вполне понятными, но не всегда оправданными бюрократическими проволочками, не всегда близкие, ухаживающие за смертельно больным, получают медикаменты вовремя, и человек страшно мучается. Выездная паллиативная бригада будет оказывать и психологическую, и непосредственно медицинскую помощь. Если всё сложится, как мы планируем, первая выездная бригада появится в Атырау в следующем году.

Паллиативная помощь (от лат. pallium– покрывало, плащ) – подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания путём предотвращения, облегчения страданий и оказания психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким.

По словам Жибек Куангалиевны, тема прошедшего семинара вызвала у местных врачей неоднозначное отношение. Кто-то понимает, что долг медиков – хоть как-то облегчить обречённому пациенту жизнь перед переходом в мир иной, а кто-то считает, что, конечно, жалко человека, но все силы и средства надо направлять на тех, кого ещё можно спасти. Бисеновой, конечно, ближе первый, более цивилизованный подход. И, кстати, одно другому мешать не будет, если паллиативной помощью займутся специально подготовленные для этого люди. 

Паллиативную помощь могут оказывать не только врачи, но и специально обученные волонтёры. Мы не собираемся составлять врачам конкуренцию. Хотелось бы, чтобы все это понимали и, наконец, признали, что человек имеет право не только на достойную жизнь, но и на достойную смерть. Управление здравоохранения Атырауской области нашу идею поддерживает, и это очень важно, – подытожила Н. Козаченко.

Тамара СУХОМЛИНОВА

22 августа 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.