В соседнем Уральске идёт судебный процесс против предпринимателя Барлыка МЕНДЫГАЗИЕВА, обвиняемого в неуплате налогов. Рядовое дело вызвало резонанс в обществе, после того как предприниматель заявил на пресс-конференции, что уголовное преследование, поставившее под угрозу весь его успешный бизнес, организовано на самом деле акимом Западно-Казахстанской области Нурланом НОГАЕВЫМ.
ЗДЕСЬ БЫЛ БАРЛЫК
Кстати говоря, выясняется, что предприятие Мендыгазиева – ТОО KSS building – поработало и в Атырауской области, построив несколько вахтовых городков и промышленных объектов на Тенгизском и Кашаганском проектах. Но в наших краях он больше не появляется. Ходят слухи, что уральского бизнесмена вытеснили из атырауских проектов, в частности, якобы здесь приложил руку и один из известных местных предпринимателей-миллиардеров. Так что не чужой он нам, этот бизнесмен из Уральска.
СОМНИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Запомним, что 12 июля 2013 г. гендиректор холдинга ТОО KSS building, специализирующегося на оказании сервисных услуг по строительству, а также очистке, переработке и утилизации нефтяных и бытовых отходов, Барлык Мендыгазиев дал пресс-конференцию в Алматы. Он заявил журналистам, что после его выступления на общественных слушаниях год назад, 12 июля 2012 г., против строительства нефтемогильника на территории Кирсановского государственного заповедника начались налоговые проверки в его компании. В организации финансовых проверок и лоббировании интересов третьего лица (компании, намеревавшейся построить нефтемогильник. – Л. С.) предприниматель обвинил акимат ЗКО и лично акима Н. Ногаева. Мендыгазиев также заявил о связях акима с криминальными элементами, которые якобы угрожали бизнесмену.
По результатам проверок финполиция возбудила уголовное дело об уклонении от уплаты налогов в размере 139 млн тенге и наложила арест на имущество и счета компании.
Вскоре Мендыгазиев был арестован под предлогом возможного сокрытия от правосудия, причём основанием для ареста послужила поездка на упомянутую пресс-конференцию в Алматы. В защиту руководителя выступили 250 работников холдинга с требованием освободить директора, обеспечивающего их высокими заработками и социальным пакетом, и сохранить предприятие. Однако власти заявили, что трудоустроят работников на других предприятиях ЗКО. То есть практически дали понять, что ликвидация предприятия – вопрос решённый.
30 июля этого года областной суд ЗКО оставил ходатайство адвокатов об изменении меры пресечения без удовлетворения.
Адвокаты Мендыгазиева добиваются оправдательного приговора и заявили шесть ходатайств, ключевым из которых считают ходатайство о признании незаконной судебно-экономической экспертизы, ставшей основанием для обвинения предпринимателя по «тяжёлой» ст. 222 ч. 3 УК РК – уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Статья предусматривает лишение свободы от 5 до 7 лет.
Судья вынесла постановление назначить дополнительную судебно-экономическую экспертизу, на время которой уголовное дело приостановлено.
СЛУШАЙТЕ, «НЕ НАДО ПОЛИТИЗИРОВАТЬ»
14 июля 2013 г. акимат ЗКО озвучил собственную позицию. В ответ на обвинение в преднамеренных проверках было заявлено, что предприятие ТОО КSS buildingбыло включено в план налоговых проверок 10 мая 2012 года – за 2 месяца до вышеупомянутых общественных слушаний, которые прошли 12 июля 2012 г.
«Жалобы предпринимателя Мендыгазиева на действия органов финансовой полиции ЗКО, якобы возбудивших дело по указанию главы региона, также не имеют под собой никакого основания. Согласно информации ДБЭКП (финансовая полиция) по ЗКО, уголовное дело в отношении директора ТОО КSS buildingБ. К. Мендыгазиева было возбужденно по ст. 222 ч. 3 УК РК («Уклонение от уплаты налогов») на основании акта документальной проверки налогового органа. При наличии состава преступления налоговые органы обязаны передавать материалы в правохранительные органы для принятия процессуального решения», – говорится в официальном сообщении акимата ЗКО.
Аким Западно-Казахстанской области Нурлан Ногаев заявил:
– Руководитель предприятия намеренно политизирует ситуацию вокруг уголовного дела, возбуждённого в отношении него за умышленное уклонение от уплаты налогов, с надеждой избежать наказания. Все вопросы должны решаться в правовом поле.
НА МИРУ И СМЕРТЬ КРАСНА?
Между тем это один из редких случаев в нашем, западном, регионе, когда конфликт отдельного предпринимателя с властью принимает такой открытый характер. Обычно такие споры заканчиваются без лишнего шума, «разводятся» в тишине либо предприниматель вместе с бизнесом переходят в небытие.
Но Мендыгазиев (кстати, не зависящий от госзакупок) решился на открытое противостояние. Возможно, на него произвели впечатление масштабы антикоррупционных дел, возбуждённых в последнее время на западе Казахстана и сопровождаемых арестами крупных чиновников (в т. ч. «дело Бергея»). В той же ЗКО в многомиллионных хищениях обвиняется бывший руководитель облспорта Муслим УНДАГАНОВ. Кстати, именно он, по словам Мендыгазиева, приезжал к бизнесмену с угрозами от имени акима.
Но, возможно, дело не в обаянии и масштабах антикоррупционной кампании, развернутой на западной окраине РК. Вполне вероятно, что у владельца крупного предприятия просто не оставалось другого выхода, кроме как кричать «Караул!».
АТАМЕКЕН «ЗА», НО «ПРОТИВ»
Для многих совершенно неожиданно на стороне Мендыгазиева выступил НЭП «Атамекен», в частности, выразив несогласие с принятой мерой пресечения (арестом) в отношении Мендыгазиева. (Интересно, что в отличие от головного руководства, директор филиала «Атамекен» в ЗКО выступила на стороне акимата. В частности, руководство поставило ей в упрек, что она своевременно не известила о разгорающемся конфликте. За это она была привлечена к ответственности в дисциплинарном порядке, ей объявили выговор, и теперь рассматривается вопрос об отстранении её от занимаемой должности.) Мы попросили первого зампреда правления Рахима ОШАКБАЕВА изложить позицию «Атамекена»:
– Мы будем оказывать Мендыгазиеву правовую поддержку, у нас есть палата налоговых консультантов. По мнению наших экспертов, в актах проверки по налоговым доначислениям есть спорные моменты. Дело в том, что у проверяющих органов и бизнеса бытует не одинаковое понимание законодательства, нет единой трактовки. Также не до конца прозрачна процедура обжалования налоговых споров. А суды – последняя инстанция в подобных спорах – как правило, руководствуются интересами пополнения бюджета. В итоге бизнес беззащитен. Поэтому необходима независимая досудебная оценка подобных споров, о которой мы говорили ещё в прошлом году, во время совещания с президентом РК. Предложение «Атамекена» заключалось в создании независимой досудебной апелляционной комиссии по налоговым спорам, которая 50 на 50 состояла бы из пользующихся авторитетом членов правительства и независимых общественных организаций в качестве экспертов. Кстати, президент тогда поддержал эту инициативу и дал поручение администрации президента внести соответствующее предложение. Но поручение президента так и не было выполнено.
–А что «Атамекен» думает по поводу свидетельских показаний о том, что работники у Мендыгазиева работали без трудовых договоров, хотя, по свидетельству защиты, проверка по трудовому законодательству не проводилась?
– Мы не ставим целью правдами и неправдами выгородить предпринимателя, тем более мы против политизации процесса. Если компания допустила нарушения, то она должна понести наказание. И определённые высказывания Мендыгазиева в адрес акима области пусть тоже останутся на его совести. Я ещё раз повторяю, что «Атамекен» понимает данный конфликт в широком контексте, когда бизнес подвергается правовым рискам из-за неоднозначного понимания налогового законодательства.
МАКС ПРОТИВ МАРКСА
Своё видение ситуации у атырауских правозащитников, выступивших в защиту Мендыгазиева. По мнению руководителя НПО «Арлан» Макса БОКАЕВА, в этом конфликте столкнулись интересы выросшей из коротких штанишек отечественной буржуазии с патриархальной феодальной властью, тормозящей развитие страны. Если интересно, приведу краткий «антимарксистский» политологический анализ от Макса:
– Вообще происходящее в Бурлинском районном суде, наряду с другими резонансными делами, связанными с Мухтаром АБЛЯЗОВЫМ, ТОО «Агроцентр-Астана», ТОО «Вита-Соя», очень показательно. Чётко проявились барьеры, стоящие на пути Казахстана в современное общество. Вполне определились и группы, стоящие по обе стороны барьера. С привычной «марксистской» точки зрения налицо классовое противостояние, и есть соблазн действовать дальше по рецептам Маркса – Ленина, по логике классовой борьбы. Можно объявить «ногаевых» зарвавшимися феодалами, приспешников «ногаевых» – обуржуазившимися феодалами. Ну а «мендыгазиевых» – представителями истинного, прогрессивного класса буржуазии. Затем идём к буржуазной революции и ко всему тому ужасу, который несёт с собой любое насильственное действие. Если же мы хотим быть благоразумными, то изобретать заново колесо не стоит, всё давным-давно придумано – свободные, честные выборы, свобода слова и собраний, независимый суд, демонополизация и децентрализация в экономике и прочее. И когда построившие успешный бизнес, социально ответственные «мендыгазиевы» начнут избираться на посты президентов, акимов, депутатов, можно будет сказать, что наше общество вырвалось из феодального, доиндустриального прошлого.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА