Атырау, 19 апреля 17:25
 ясноВ Атырау +23
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

О чём рассказал старый наган

6 064 просмотра
О чём рассказал старый наган5 октября 1918 года Наркомат внутренних дел принял Положение об организации отдела уголовного розыска «для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». В принципе, с уголовщиной боролись и задолго до октябрьского переворота, но именно с этой даты и берёт начало родословная современного уголовного розыска. В минувшее воскресенье эта служба отметила свой 90-летний юбилей.

ПЕРВЫЕ МИЛИЦИОНЕРЫ УЧИЛИ НЕГРАМОТНЫХ

Что касается именно Гурьевской уездной милиции, то она была создана в январе 1920 года. В её основные задачи входило наблюдение за порядком в городе, охрана и защита имущества граждан и советских учреждений, розыск похищенного, конфискация запрещённых в продаже товаров и вещей. Милиционеры патрулировали по ночам и по указам коменданта выходили в караулы на тайные степные тропы, по которым барымтачи перегоняли скот на продажу в Астраханскую губернию. Кроме того, на тогдашних стражей порядка возложили обязанности по созданию в Гурьеве библиотеки и школы грамотности, а также чтению лекций.
Управление уездной милиции состояло из 4 отделов – уголовного розыска, хозяйственно-административного, промышленной милиции и арестного дома. Первым начальником гурьевского угро стал Тасым Абдуалиев. Вскоре штат милиции уезда разросся до полутысячи сотрудников. Из статистики известно, что, к примеру, за первое полугодие 1921 г. в уезде было зарегистрировано 115 преступлений и взято под стражу 58 правонарушителей.

СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА

О деятельности гурьевской милиции в годы становления советской власти архивы содержат крайне скупые сведения. Есть упоминания об участии в подавлении двух белоказачьих восстаний в 1921 году, причём в первом кровопролитии (в апреле) часть милиционеров во главе с одним из начальников по фамилии Яшков принимала самое активное участие на стороне восставших. Упорные бои между серовско-киселёвскими повстанческими отрядами и защитниками советской власти разгорелись в уезде в конце 1921 года.
В Департаменте внутренних дел области есть любопытный текст документа тех лет. Стилистика сохранена:
«…На территории Гурьевского уезда действовала группа бандитов, возглавляемая гурьевским казаком Киселёвым. Бандит Киселёв и его подручные нападали на линейные посёлки, одним из таких опорных пунктов был посёлок Тополь Баксайского района (ныне это пос. им. Атанбаева Махамбетского р-на. – Л. Г.). В этом посёлке находилась районная милиция 3-го района Гурьевского уезда, представители Упродкома, рыбного хозяйства и других учреждений уезда. Киселёв поставил задачу уничтожить работников этих организаций, расстрелять начальника милиции Сартова и милиционера Уразова. Когда бандиты окружили контору раймилиции, Сартов взобрался на чердак белокаменного дома, принадлежащего кулаку Котельникову, долго защищался. Бандиты, зная, что трудно взять его, пустились на хитрость. Послали к Сартову хозяина дома, чтобы тот предложил ему выйти, и в таком случае якобы его не тронут. Поверил словам Котельникова товарищ Сартов, но бандиты раздели Сартова на берегу Урала в 3 км от посёлка Тополь и зарубили его шашками. Такая же участь постигла и других товарищей. От рук палачей несколько позже погибли начальник милиции товарищ Чингисов, его помощник Аталыков, милиционеры Акпалин и Уразов, работники Гурьевского Упродкома Юшев и другие уроженцы Баксайского района».
Гурьев тогда был занят восставшими практически полностью. Под контролем защитников (взвода ЧК, милиции и Частей особого назначения) была только Митинговая площадь (ныне остатки старого горпарка) и часть немногочисленных прилегающих улиц. Враги бились сутки на баррикадах по улицам Гагарина (раньше – ул. Боевая), Московской, Степана Разина и Пугачёва, после чего повстанцы покинули город и вскоре были разбиты.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ МУЗЕЙ

В ДВД области открыли в 2000 году свой музей. Есть здесь довольно любопытные экспонаты. Это боевое оружие, изъятое у преступников в разные годы, образцы милицейского обмундирования, медали и ордена милиционеров-участников Великой Отечественной войны. Десятки фотографий. Об одном нашем земляке из пос. Таскала, миномётчике Сандибеке Кужиеве в феврале 1945-го упомянула красноармейская газета «На штурм». После войны Кужиев долгие годы служил в милиции, в том числе и на оперативной работе.
Стоит отметить, что в годы войны уголовный розыск лишился многих своих высокопрофессиональных специалистов. Только за первые полтора года войны из милиции КазССР на фронт было направлено более 2 тысяч человек, а 1065 сыскарей переведены в распоряжение органов госбезопасности. Сотрудники гурьевского уголовного розыска принимали участие в ликвидации немецких диверсионных групп, ставивших целью выведение из строя стратегических объектов – нефтепромыслов в Доссоре и Макате, нефтепровода Гурьев-Орск и железной дороги Гурьев-Кандагач.

ПОГИБЛИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ

В 60-70-е годы прошлого столетия нашу область по сравнению с временами нынешними можно даже назвать этаким островком спокойствия, хотя «громкие» преступления время от времени, конечно же, будоражили город. Об одной схватке с вооружённым налётчиком даже писали во всесоюзной «Правде». Это случилось вечером 7 сентября 1965 года. К офицерам Сисенову и Телагисову обратился некий бдительный гражданин, который в последние дни не раз видел в пос. Балыкши подозрительного типа, разъезжающего на такси. А ведь как раз накануне неизвестный преступник взломал кассу клуба рыбников, откуда умыкнул 220 рублей.
Милиционеры поспешили к указанному месту стоянки такси и предложили подозреваемому выйти из машины. Тот бросился бежать, стреляя в милиционеров практически в упор. Телагисов был ранен в руку, а Сисенов, раненый в грудь, сумел выбить пистолет из рук преступника и задержать его.
Дома у 19-летнего налётчика нашли вещественные доказательства, изобличающие его в 6 крупных кражах из гособъектов – различные ценности, деньги, печати учреждений и предприятий, а также три пистолета системы Марголина, выкраденные им со склада областного спортивного общества и учебного комбината рыбтехникума. За мужество при задержании особо опасного преступника майора Сисенова, чью жизнь с большим трудом спасли врачи, наградили медалью «За отвагу».
А другая история, с трагическим концом, прогремела в 1974-м на весь Союз. О ней, со слов близких родственников и коллег погибших, «АЖ» писал несколько лет назад. Во время поимки отстреливающегося пьяного дебошира (район современной площади Исатая - Махамбета) погибли старшина Кабдырахман Ерниязов и ст. лейтенант Владимир Худин. После двойного убийства прибывшая по тревоге рота автоматчиков из внутренних войск оцепила весь район. Преступника намеревались взять живьём, однако к утру тот застрелился.
Впоследствии детальный анализ всех ошибок осаждавших вошёл в милицейские учебники, а две улицы нашего города стали носить имена погибших милиционеров.

МИЛИЦИОНЕР – ЭТО ЗВУЧАЛО ГОРДО

О чём рассказал старый наганВоспоминаниями о работе поделилась с нами подполковник в отставке с 28-летним опытом работы в советской милиции (с 1964 по 1992 г.) Раиса КОЛЧИКОВА. Службу в погонах Раиса Николаевна начинала в звании мл. лейтенанта детской комнаты милиции в пос. Балыкши. Инспектора этого заведения выявляли и ставили на учёт неблагополучные семьи, «трудных» подростков, вместе с учителями школ выходили патрулировать вечерние улицы, районы танцплощадок, кинотеатров.
«Тогда школьное баловство с рогаткой и поджигом уже было поводом для серьёзной беседы, не говоря уж о курении или прогуливании уроков, - вспоминает она. – А одно время хождение в общественных местах без сопровождения взрослых тоже являлось правонарушением. И ещё нам очень помогала школа. Роль педагогов тех лет в воспитательном процессе была очень велика».
Как-то в Балыкши родители (если их можно так назвать) выбросили на улицу грудного ребёнка, он замёрз под забором рыбкомбината. Колчикова, как инспектор детской комнаты, помогала оперативникам в раскрытии преступления, а после и сама стала работать в уголовном розыске. Будучи единственной женщиной в уголовном розыске, наравне с другими работала в опергруппах, выходила на дежурства, перенимала опыт и знания своих наставников – К. Джумашева, Е. Даулетьярова, З. Нурмуханова, М. Таймурзина, Н. Саменова, З.Смакова.
Криминальная картина 60-70-х, конечно же, существенно отличалась от современной – кражи скота, мелкое хулиганство, квартирные кражи… Только-только начиналась борьба с браконьерством. И особо дерзких преступлений, коими сейчас никого не удивишь, практически не было, а что такое героин – не знали вообще. Да и жил народ в подавляющем своём большинстве средненько, как и сами стражи порядка. А потому советская милиция пользовалась уважением.
Кроме того, чувствовалась забота государства. В так называемый социальный пакет для сотрудников ОВД входили льготы на санаторно-курортное лечение, на плату за проезд и комуслуги, путёвки детям в пионерские лагеря. Сейчас этого нет.
«Будучи на пенсии, я счастливый человек, – говорит Раиса Колчикова. – Воспитала двоих сыновей, дома всегда звучит смех пятерых внучат. И я от всей души поздравляю всех работников криминальной полиции, ветеранов уголовного розыска с профессиональным праздником! Желаю всем крепкого здоровья, личного счастья и успехов в нелёгком труде».
Подготовил Лев ГУЗИКОВ
(Благодарим пресс-службу ДВД области за помощь в подготовке материала).

9 октября 2008, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz