Последняя по времени забастовка на Кашагане (см. АЖ №28 от 11.07.13 г., «Без компенсации, давай, до свиданья»)стала тревожным звоночком для всех работников Северо-Каспийского проекта, которых в ближайшее время ждёт неминуемое сокращение.
УВЕДОМЛЕНИЯ, ДА НЕ ТЕ
Согласно информации, размещённой на сайте министерства труда и социальной защиты, недовольство 200 рабочих подрядной организации Manpower Service LTD (генеральный подрядчик – CAPE Industrial Services) вызвали «выданные работодателем уведомления о предстоящем расторжении трудовых договоров по ст. 53 Трудового кодекса РК («в связи с истечением срока трудового договора») без указания в них обязательств работодателя по выплате компенсации в связи с потерей работы».
«На остров D в срочном порядке вылетели представитель управления государственной инспекции труда Атырауской области и сотрудники прокуратуры, на месте ими были выслушаны требования работников и проведены переговоры. К концу смены работникам были выданы уведомления о расторжении с ними трудовых договоров по ст. 54 Трудового кодекса РК – «по сокращению численности работников» с 09.08.13. На сегодняшний день обстановка на искусственном острове D Кашаганского месторождения стабильная. Работники приступили к своим обязанностям. После перерасчетов работодателем будут осуществлены выплаты компенсаций», – констатируется в официальном сообщении Минтруда.
Прокуратура обещает обнародовать результаты своей проверки через месяц, но уже сейчас ясно, что действия работодателя, в данном случае Manpower Service LTD, были незаконны. Иначе не стали бы так скоротечно меняться в уведомлениях статьи Трудового кодекса.
Между тем, как утверждают рабочие, этот урок не пошёл компании впрок. Буквально на следующий день после окончания забастовки и фактической осады офиса прибывшими с острова рабочими в редакцию вновь посыпались звонки: рабочие жалуются, что компания прекратила выдачу уведомлений, хотя продолжает сокращать работников, вместо которых на работу вызываются другие, находящиеся на межвахтовом отдыхе.
По другой информации, часть персонала генподрядчик CAPE Industrial Services перебрасывает на другой объект Северо-Каспийского проекта, находящийся в Мангистауской области.
Однако, по словам рабочих, оплата труда там почти вдвое меньше, чем на Кашагане.
Нынешняя забастовка – не первая в CAPE. Первая прошла в январе 2011 года, тогда забастовщики добились повышения заработной платы с $ 800 до $1 200. Второй раз рабочие бастовали 15 декабря 2012 года, в те дни, когда остров D оказался в ледяной блокаде. Тогда организаторов забастовки уволили, не дожидаясь окончания контракта.
На вопрос, что движет руководством CAPE и Manpower Service LTD, нарушающим трудовые права, ответ простой, считают рабочие: элементарная жадность.
– Защитные очки выдают раз в полгода, а перчатки (для лесомонтажников это главное) –низкого качества. Мы буквально выпрашивали нормальные перчатки у ребят из соседних компаний, – свидетельствуют уволенные.
ХИТРЫЕ КОНТРАКТЫ
Что касается юридических хитростей, используемых работодателем для незаконного увольнения, наш консультант, адвокат Гульсим САБИРОВА поясняет:
– Понятия «прекращение трудового договора» и «расторжение трудового договора» разные. Пункт 1 статьи 53 Трудового кодекса РК гласит, что трудовой договор, заключённый на определённый срок, прекращается в связи с истечением его срока. А подпункт 2 пункта 1 статьи 54 ТК гласит, что трудовой договор с работником по инициативе работодателя может быть расторгнут в случаях сокращения численности или штата работников. Обратите внимание, в первом случае речь идёт о прекращении, во втором – о расторжении.
Прекращение трудового договора означает увольнение работника, но оно возможно лишь при наличии какого-то события, т. е. юридического факта, например, призыв в армию, смерть работника или истечение срока договора.
Расторжение же трудового договора возможно при одностороннем волеизъявлении одной из сторон (работник или работодатель).
Одной из гарантий защиты трудовых прав является стабильность трудовых отношений. Законом установлено, что определённый срок, на который заключается договор, не может быть менее одного года (подпункт 2 пункта 1 статьи 29 ТК).
Ни для кого не секрет, что в последнее время многие работодатели заключают трудовые договоры на время выполнения определённой работы (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 ТК). Например, на время действия какого-то контракта с другой организацией. Это даёт работодателю большое преимущество, включая право прекратить трудовой договор без объяснения причин по истечении определённого этим договором срока и без выплаты полагающихся при сокращении штата компенсаций (подпункт 2 пункта 1 статьи 157 ТК).
В данном конкретном случае работодатель, намереваясь уволить работников в связи с окончанием срока действия договора, пытался уйти от ответственности по выплате соответствующих компенсаций, которые им законно причитались бы, если бы увольнение произошло в связи с сокращением штатов.
ПРОЛЕТАРИИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
– Решение о сокращении численности или штата работников работодатель принимает самостоятельно, если иное не предусмотрено коллективным договором, иными соглашениями в системе социального партнёрства, – продолжает Сабирова. – Согласно части 2 ст. 12 Закона РК от 9 апреля 1993 г. «О профессиональных союзах», ликвидация структурных подразделений предприятия, влекущая за собой сокращение рабочих мест, может осуществляться лишь при условии предварительного уведомления, не менее чем за два месяца, соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов работников.
В пункте 11 Нормативного постановления Верховного суда РК от 19 декабря 2003 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров» установлено: «Рассматривая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи сокращения численности или штата работников, суды обязаны проверить, произведено ли в действительности сокращение численности или штата работников, соблюден ли предусмотренный законодательными актами порядок высвобождения работников, не приняты ли на их место другие лица».
Не допускается расторжение трудового договора в случае сокращения численности или штата работников: в период временной нетрудоспособности работника; в период пребывания работника в оплачиваемом ежегодном трудовом отпуске; с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребёнка-инвалида –до восемнадцати лет), иными лицами, воспитывающими указанную категорию детей без матери (ст. 55, п. 1 ст. 185 ТК).
Расторжение трудового договора с работниками, являющимися членами профсоюза, в случае сокращения численности или штата работников производится с учётом мотивированного мнения органа профессионального союза данной организации в порядке, предусмотренном коллективным договором (п. 2 ст. 56 ТК).
Работодатель при расторжении трудового договора в случае сокращения численности или штата работников должен принять меры к переводу работника на другую работу в случае его согласия (п. 5 ст. 56 ТК РК).
О расторжении трудового договора в случае сокращения численности или штата работников работодатель обязан письменно предупредить работника за один месяц, если в трудовом или коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок предупреждения. С письменного согласия работника расторжение трудового договора может быть произведено до истечения срока предупреждения.
«РАБОТА ЕСТЬ»
Что касается трудоустройства сокращаемых с Кашагана кадров, в областном управлении координации занятости и социальных программ заявляют, что вакансий достаточно. Разработан детальный план трудоустройства высвобождаемых с крупных объектов, утверждённый акиматом области. Другое дело, что зарплату там предлагают значительно меньшую, чем на крупных проектах, и работа там не вахтовая, что зачастую неприемлемо для жителей районов.
– Кроме того, Аджип ККО обещал, что подрядные компании будут вызывать своих же сокращенных работников на новые объекты, – говорят в управлении занятости. – Ждём также подписания меморандума с ТШО по Проекту Будущего Расширения. Словом, работа есть. Кроме того, эти люди могут рассчитывать на социальную выплату – пособие по потере работы, которое оформляется через центры занятости и выдается в ГЦВП.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА