Неправительственные организации продвигают новые формы взаимодействия избирателей с депутатами. Для начала они предлагают создать интернет-сайты маслихатов всех уровней.
БЕРИ – НЕ ХОЧУ
22 мая в конференц-зале гостиницы «Казахстан» состоялся семинар с участием депутатов местных маслихатов и представителей ряда НПО. Тренером-консультантом проекта «Права человека: информация, коммуникация, управление» выступил директор ОФ «Десента» Сергей ГУЛЯЕВ (на снимке), который сам имеет опыт работы в маслихате и общения с избирателями – он был депутатом 4-го созыва маслихата г. Павлодара. Согласно статданным, из 16,5 млн жителей страны 9,5 имеют доступ к Инету. Самыми активными пользователями являются граждане в возрасте от 12 до 54 лет.
Исполнительные органы власти обязаны иметь интернет-сайты, а к маслихатам такие требования не предъявляются, поэтому у большинства из них нет своего интернет-ресурса. Между тем большинство избирателей имеют доступ к интернету – если не дома, то на работе. И со своими проблемами на личный приём к депутату они не пойдут, скорее, предпочтут отправить письмо по интернету.
– Мы как ОО имели возможность привлечь внебюджетные средства для создания сайта городского маслихата. Мы это сделали и безвозмездно передали его на баланс государства. На сайте можно получить краткую справку о депутате, узнать его адрес и телефоны, график приёма избирателей. А также задать вопрос и посмотреть статистику – сколько вопросов ему отправили избиратели и на сколько он ответил,– рассказал Сергей Гуляев.
Особенно тяжело было, по словам создателей сайта, разрабатывать карту избирательных округов со всеми улицами и переулочками. Но сейчас данный опыт активно перенимается сайтами многих маслихатов в стране. Эту идею подхватило общественное объединение «ЭХО», деятельность которого направлена на повышение активности граждан в управлении делами государства. «ЭХО» разработало проект создания единого портала для всей страны, объединяющего маслихаты всех уровней, вплоть до самых отдаленных районов.
Сами депутаты к такой идее относятся настороженно: кто-то боится неудобных вопросов, другие просто не умеют пользоваться интернетом, не имеют собственной электронной почты. К примеру, когда сайт в Павлодаре только разрабатывался, своё согласие на создание личных кабинетов дали только 11 из 25 депутатов.
Остальные присоединились к коллегам только после того, как сайт передали на баланс аппарата маслихата, и он стал официальным ресурсом.
НОЧЬ ПЕРЕД СЕССИЕЙ
По мнению депутата областного маслихата и «по совместительству» президента АО АТЭЦ Мухамбеткали КАЛИЕВА, при создании единого портала для всей страны необходимо предусмотреть мониторинг эффективной связи не только между избирателями и депутатами, но и между депутатами и исполнительной властью.
– На наши депутатские запросы власть не всегда отвечает,– посетовал Калиев.
– У нас та же проблема. Особенно закрыт департамент внутренних дел, который не ответил ни на один мой запрос, – говорит о своём депутатском опыте Сергей Гуляев. – Частенько игнорировали мои запросы организации ЖКХ. Но я постоянно поднимал эту проблему на различных собраниях, партийном контроле, писал в прокуратуру. Рычаги воздействия есть, нужно ими пользоваться. Куда сложнее с частными коммунальными предприятиями – на них не распространяются те требования, которые предъявляются к госорганам.
Своё мнение о работе депутатов высказала представитель НПО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА:
– Народ к вам не спешит обращаться, потому что вы фактически ничего не решаете. Вы должны формировать бюджет и утверждать его с полным пониманием, какие статьи там заложены и какие преференции будет получать население. Но даже эта главная ваша функция превратилась в формальность. Сами депутаты жаловались мне, что хотя сессии проводятся по запланированному графику, но все документы готовятся чохом непосредственно накануне заседаний, и у них нет возможности вникнуть, провести анализ, да просто элементарно ознакомиться с информацией.
ТРИ СТУПЕНИ ЗА ДВА ГОДА
– У депутатов городского и областного маслихатов нет заработной платы и штата помощников, ещё и поэтому возможность общения с избирателями через сайт очень удобна. Некоторые депутаты говорят – нам не выделяют средства на сайт, забывая при этом, что сами же утверждают бюджет. Внесите этот пункт в бюджет, тем более что разработка интернет-ресурса не требует каких-то заоблачных сумм, – говорит Сергей Гуляев.
Поиски новых форм взаимодействия избирателей с депутатами организаторы семинара считают очень актуальным направлением, потому что речь идёт о местном самоуправлении, принятии важных решений с участием избирателей, их доступе к информации о бюджете и т. д. В ноябре прошлого года была утверждена концепция развития местного самоуправления страны. Она предусматривает много форм взаимодействия общества и власти, но действующих на практике методов и процедур на самом деле очень мало.
Общественных слушаний, например, наши депутаты категорически боятся: это очень сложная процедура, которая требует тщательной подготовки. В некоторых городах – например Усть-Каменогорске, Петропавловске, Шымкенте – существуют очаги местного самоуправления: комитеты общественного доверия, общественного контроля, у которых действуют меморандумы о сотрудничестве с маслихатами. Они вместе с депутатами решают вопросы вне сессий. Но это лишь в малой части регионов. А в основном люди не знают, куда обращаться. Новый проект призван помочь им наладить контакты с маслихатами и через них – с исполнительной властью.
Проект состоит из трёх ступеней. Первая – сбор информации о маслихатах всех уровней: герб города, карта округов, информация о депутатах с указанием телефонов, адресов, графика приёма, адрес сайта (если есть), информация о довыборах и внеочередных выборах и т. д. Второй блок – проведение тренингов во всех регионах страны с участием депутатов и избирателей. И третья ступень – непосредственно создание широкомасштабного интернет-ресурса, единого для всей страны. Проект рассчитан на 2 года.
Зульфия ИСКАЛИЕВА