Атырау, 25 ноября 03:20
 ясноВ Атырау -1
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Страсти по базе

7 002 просмотра

Две недели назад министр по ЧС Владимир БОЖКО (на снимке) заявил, что Северо-каспийская экологическая база реагирования (СКЭБР) передана от ТОО «ТенизСервис» («дочка» КазМунайГаза) в МЧС.

БОЖИЙ ДАР И ЯИЧНИЦА

С самого начала строительство базы сопровождалось серьёзными возражениями экологов и судебными исками. Напомним, что экологи безуспешно пытались предотвратить дислокацию СКЭБР в особо охраняемой зоне, по соседству с заповедником «Акжайык». Ну а после окончания строительства возникла проблема, чьей ей быть.

Сначала сообщалось, что после окончания строительства базу возьмёт в аренду NCPOC. На общественных слушаниях по плану природоохранных мероприятий на 2013 год в сентябре прошлого года представители NCOC сообщили, что соглашение об аренде базы достигнуто и ведутся переговоры по некоторым деталям, в частности, по оплате. Предполагалось, что база будет предоставляться нефтяной компании в аренду для размещения оборудования и реагентов. А совсем недавно на конференции в Алматы представитель КМГ заявил, что планируется вариант совместного использования базы NCPOC и частями МЧС.

Нужно отметить, что все переговоры в прошлом году велись под лейтмотив заявлений главы МЧС Божко о необходимости создания инженерного центра на Каспии: «Если мы развернём инженерный центр и специальную морскую пожарную часть на Каспии, наша готовность намного возрастёт. Кашаган – это, с одной стороны, «божий дар» стране, с другой – по этому месторождению нужно принимать сложные технические решения, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций».

Примерно тогда же, выступая в мажилисе, он сетовал на сложности в реализации этих планов – мол, ТЭО соответствующее подготовили, но бюджет пока его не поддерживает. Видимо, в бюджете средств на создание инженерного центра так и не нашлось, поскольку в конце марта этого года МЧС распространило пресс-релиз о подготовке новой редакции Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них. Среди прочего в пресс-релизе сообщалось, что прорабатывается вопрос о передаче СКЭБР в ведение военизированного противофонтанного отряда «Ак Берен» МЧС для создания на его базе специализированной морской аварийно-спасательной службы.

Я НЕ Я И БАЗА НЕ МОЯ

И вот последняя новость: СКЭБР уже передана МЧС.

Загадкой в этой ситуации осталась реакция ТОО «ТенизСервис», позиционирующего себя собственником и оператором объектов береговой инфраструктуры по поддержке нефтяных операций в казахстанском секторе Каспийского моря. Генеральный директор ТОО Газиз КУСАЙН на неоднократные звонки на мобильный телефон (центральный офис находится в Актау) так и не ответил. А заместитель гендиректора по производству Алексей САФОНОВответил коротко:

– Без комментариев.

– Почему?

– Потому, что нечего комментировать. И вообще, мы не имеем отношения к СКЭБР.

– Как же так, вы же её строили?

– Я не могу комментировать заявление министра. Обращайтесь к нему.

К Божко я обратилась с официальным запросом через пресс-службу министерства. И в тот же день получила следующий ответ: «На данный момент прокомментировать заданные вопросы не представляется возможным. Как только ситуация изменится, мы незамедлительно вам об этом сообщим».

Наши источники в NCOC подтверждают желание МЧС через дочернее предприятие «Ак Берен» заниматься проектом, но конкретики пока нет. Отсутствие достоверной информации даёт нам право строить собственные версии по поводу будущей судьбы базы. Итак, министр Божко, весь прошлый год пытавшийся добиться выделения средств на строительство инженерного центра на Каспии для предотвращения возможных аварий в ходе интенсивной нефтедобычи, потерпел фиаско. Но есть СКЭБР – уже готовый объект. Правда, по своему функциональному назначению это скорее склад для хранения оборудования. Помню, как во время визита председателя ФНБ «Самрук-Казына» Умирзака ШУКЕЕВА в Атырау он интересовался, чем на базе будут заниматься большую часть времени: мол, разливы и аварии будут происходить не всегда. Тогда руководители «ТенизСервиса» заявили, что уже думали об этом и предложили использовать базу как логистический центр.

Словом, вполне возможно, что наверху разумно рассудили, что не надо делать из СКЭБР ещё один пассивный источник дохода для КазМунайГаза, которому от оператора Северо-Каспийского проекта капали бы денежки за аренду, а надо максимально расширить функции базы, отдав её МЧС.

Но сразу встаёт другой важный вопрос: как и за чей счёт СКЭБР будет оснащаться передовым оборудованием? Ведь в бюджете, как выяснилось из истории с несостоявшимся инженерным центром, денег на это нет. Как признался тот же Божко в мажилисе, у подразделений МЧС «очень много проблем с техническим оснащением»:«Что касается обеспечения соответствующим оборудованием на шельфе Каспия, то хочу сказать, что противофонтанного оборудования и кораблей, которые бы могли гасить фонтаны, у нас на Каспии нет».

Надеемся, что многое прояснится в начале июня, когда Божко посетит СКЭБР в рамках учений по разливам нефти, организованных NCOC и Аджип ККО.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

30 мая 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.